Приложение A. Таблица, суммирующая черты сходства и различия в поведении человека и шимпанзе

 Черты поведения, свойственные исключительно или по преимуществу шимпанзеСходные черты поведения у шимпанзе и у сверстника-человекаЧерты поведения специфично или преимущественно человеческие
Сравнение поз и телодвижений шимпанзе и человека
§ 1.
Сидение
Сидение с опорой на руки[a]Искусственые сидячие позы (сидение на возвышенностях) и некоторые нетипичные для шимпанзе и человека позыСидение на своих согнутых коленях и на корточках[b]
§ 2.
Стояние
Кратковременное вертикальное стояние с опорой на наружный край стопы с широко расставленными ногами.[c]Типичное стояние на 4 конечностях.[d]Вертикальное стояниеВертикальное стояние длительное, с опорой на плюсну, со сближенными, с вытянутыми в коленях ногами. Типичное стояние на 2 конечностях.
§ 3.
Ходьба
Кратковременная вертикальная ходьба у настороженного шимпанзе (типичная ходьба на 4 конечностях при наклонном положении тела)[e]Вертикальная ходьбаПродолжительная вертикальная ходьба на длинном расстоянии при выпрямленном положении тела
§ 4.
Лазание
Лазание по ступеням лестниц в горизонтальном положении, на-четвереньках[f], совершенство лазанья по высотам: деревьям, заборам, крышам.Лазанье по ступеням лестниц и по деревьямЛазанье по ступеням лестниц без поддержки руками, в вертикальном положении; несовершенное и кратковременное лазанье по деревьям
§ 5.
Хватание
Хватание ногой (большим пальцем ноги)[g]. Ношение в ногах и во рту при ходьбе (цепкость ноги), висение на ногах.Висение на руках[h], хватание руками.При ходьбе ношение в руках, отсутствие цепкости большого пальца ноги.
§ 6.
Прыгание
Перепрыгивание с ногм на руки, с рук на ногиПрыгание на ногах, стоя на одном местеПрыгание на одной ноге
§ 7.
Лежание
Лежание с подтянутыми к голове ногами (во время сна) — подвихность вертлужных суставов ногЛежачие позы на спине, на боку, на животе, во время сна подкладывание руки под голову, притягив. ног к туловищуВо сне закладывание обеих рук под голову
Сравнение внешнего выражения эмоций[i] у шимпанзе и человека
§ 8.
Эмоция волнения
Пушение волос при волнении, модулированный ухающий звук, сжимание кулаков ног, errectio penis; жестикуляция руками. Привставание в вертикальное положение.Выражение волнения — трубообразное вытягивание вперед губ.Звук усиленного вздоха при волнении, порозовение лица
§ 9.
Эмоция печали
Громовой рев, эксперссивная жестикуляция. Потемнение лица при плаче (плач без слез)[j]; падение лицом вниз, упирание головой в пол, перекувыркивание через себя. Вытягивание губ (звук «уу») при внезапном огорченииВыражение печали — плач, раскрывание рта, рев, падение на пол, судорожные движения рукамиСлезы при плаче, покраснение лица, прижимание рук к лицу, вытирание слез; отвертывание нижней губы при внезапном огорчении; есть печальный вздох
§ 10.
Эмоция радости
Учащенное дыхание при «смехе»[k], широкая улыбка — беззвучная[l]. При радостном волнении — ухающий звук, заканчивающийся звонким лаемВыражение радости — узкая и широкая улыбка, издавание звуков посторониими предметами. Беспорядочные движения руками, бурные, резкие движения конечностей и всего телаЗвучный смех, хохот, визг, крик
§ 11.
Эмоция страха
Пушение волос, глухой звук «у», побледнение лица, падение на пол; поднимание рук вверх или прижимание их к глазамВыражение страха — расширение глаз, неподвижность взгляда и позы, вздрагивание. сердцебиение, выступание пота на лице, прятание от пугающего стимула, убегание, рев, плачПри страхе порозвение лица, потом побледнение, прижимание руки к груди. Звуки «ох», «ах», «ой»
§ 12.
Эмоция злобы
Пушение; прыгающие позы угрозы, гаркающий звук «а»; сжимание пальцев ног в кулаки; откидывание верхней губы, ударение суставами пальцев рук, хриплое дыхание при злобном волнении; звуки «ух», «хрю» (при досаде — хрипение)Выражение злобы — сморщивание верхней части лица, обнажение десен и зубов, агрессивыне жесты руками — кусание, топание ногами, намахивание орудием и кулаком[m], щипание пальцами, царапание, ударение рукой, кусание самих себя; разбрасывание предметов; стремление пугатьТопание обеими ногами, ударение кулаком руки. Употребление готового или самостоятельно сделанного орудия и оружия; крик, усиление голоса (при досаде — ворчание)
§ 13.
Эмоция нежности
Прикосновение раскрытым ртом, вытянутым языком, дрожание телом; поцелуй — как искусственный способ выражения ласки. Помощь из сочувствия, не доходящая до самоотверженности.Выражение нежности — держание за руку, прикосновение руками, припадание широко открытым ртом[n], учащенное дыхание, защипывание губами, засасывание ртом, обнимание, припадение телом, поцелуй. Выражение ревности и сочувствия любимым.Поцелуй как правило; словесное выражение нежности и сочувствия и плач из сочувствия любимым, самоотверженная помощь из сочувствия. Выражение нежности к неодушевленным и изображенным существам
§ 14.
Эмоция отвращения
Беззвучное выражение вкусового отвращенияВыражение отвращения — вжимание внутрь углов рта, четырехугольное оформление ротовой щели; сморщивание верхней части лица, вздергивание носаПри вкусовом отвращении обильное слюноотделение; слабый кашляюще-кряхтящий звук
§ 15.
Эмоция удивления
При удивлении — пушение; звука нетВыражение удивляения — широкое пассивное раскрывание рта, пристальная фиксация взоромВоспроизведение звука «а» и глубокого вздоха; порой характерное разведение рук в стороны
§ 16.
Эмоция любопытства и внимание
Обнюхивание интригующих предметов, ощупывание их руками при одновременном произведении губами мнимо схватывающих движенийВыражение любопытства и внимания, вытягивание вперед сжатых губ, (звук — м), притягивание указательным пальцем. Ощупывание руками и ртом интригующих предметов. Сходные обманы зрения при рассматривании стереометрических изображений и оценке расстояния. 
§ 17.
Специфичная мимика
Вращение высунутым языком — при трудно координируемых движенияхПлотное сжимание рта, губ при настороженной координации движений пальцевВысовывание вперед языка при трудно координируемых движениях
Сравнение стимулов[o] вызывающих основные эмоции
§ 18.
Стимулы, вызывающие основные эмоции
Страх, вызываемый обонятельными стимулами; одиозное отношение к беззащитным существам; отсутствие плача при физических страданиях. Самостоятельное преодоление чувства страха.Сходство подавляющего большинства стимулов, вызывающих основные эмоции — волнения, печали, радости, страха, злобы (мести), нежности (сочувствия), удивления, любопытства, отвращенияПечаль — плач от физической боли, плач из сочувствия; «идейный» плач[p] и смех[q]. Проявление нежности к беззащитным существам. Самоотверженная защита слабых. Преодоление страха с посторонней помощью
Сравнение инстинктивных действий[r]
§ 19.
Инстинкт самоподдержания — питание
Звучное кряхтение при вкусной еде; предварительное тщательное обнюхивание и отведывание пищи; медленность поедания; нежелание делиться едой и по насыщени; поедание насекомых, открвание к маслу и мясу, разбрасывание пищи, расточительность в еде; выбрасывание изо рта неудобоваримых частей пищиСходство в процессах питания (обеспечение еды и питья, способов их получения, обработки и употребления, жадность в еде), пользование посудой и приборами, при еде игнорирование последних; одинаковость специфичных вкусов (еда мела, извести, угля, лимона, носовой слизи, носовых корок). Настороженное отношение к новой еде; еда с бо̀льшим аппетитом при наличии развлечения, пристрастие к фруктам и сладкому. Глухое чмокающее кряхтение при вкусное еде.Ворчаще-мычащий звук при вкусной еде; заглатывание косточек плодов, скляночек. Стремление к самостоятельному овладеванию предметами обихода при употреблении пищи, радел пищи с другими по насыщении; отвращение к пище, тронутой насекомыми. Охотное употребление масла и мяса, торопливость в еде.
§ 20.
Инстинкт самоподдержания — сон
Самостоятельная подготовка ложа («гнезда») и изголовья, противодействие укрыванию рук во время снаСходство в состоянии сна. Пользование изголовьем, одеялом, подкладывание руки под голову, прикрепление руками при засыпании в незамкнутом пространстве. Стремление ко сну в сообществе (с человеком), подергивание во сне, храпСтремление во время сна к полному укрыванию; говор, плач, жестикуляция во время сна; нет тенденции устройства постели, изголовья
§ 21.
Инстинкт самоподдержания. Уход за собой.
Стоическое перенесение болевых ощущений, податливость для гигиенических и лечебных процедур. Самостоятелное тщательное выполнение туалета; чистоплотность.Самообследование; самоочищение (умвание, обгрызание ногтей, очищение кожи, вытирание носа), самоизлечивание (вынимание заноз, обследование механических поверждений кожи)Противодействие лечению; чуткая реакция на боль; стремление к торопливому, небрежному, но самостоятельному выполнению гигиенических процедур и туалета; нечистоплотность
§ 22.
Инстинкт собственности
Беспринципное накопление собственности, слабая утилизация ее; агрессивное оспаривание, слабое охранение. Противодействие разделению и неосвоенной собственностиСобирание собственности, накопление, прятание, охрана ее, отнимание чужой собственностиПродуктивное освоение собственности, целенаправленное собирание; жадное накопление ее, использование в конструктивных играх, слабое оспаривание собственности. Охотное разделение неосвоенной собственности
§ 23.
Примитивно-эстетические симпатизирующие тенденции
Присвоение синего цвета объектов. Слоабое стремление к самоукрашению

Сходство вкусов при выборе и присвоении привлекательных вещей.

Предпочитаемые признаки:

  • в области цветовых восприятий (яркие, блестящие цвета по преимуществу первой половины спектра)

  • в отношении различных величин (предпочитание миниатюрного)

  • в отношении разных форм (шарообразность, круглого)

  • в отношении осязательных восприятий (мягкого, гладкого, сетчатого, эластичного)

  • в отношении температнурных (теплого)

  • в отношении обонятельных (запахов душистых фруктов)

  • в отношении вкусовых (сладкого, кислого)

Стремление к самоукрашению

Одиозное боязливое отношение к черному цвету. Предпочитание в игре синих пластинок.

Предпочитание и присвоение красного цвета объектов

Сильное стремление к самоукрашению

Наличие формы идейных предпочитаний — выбор картин, книг, их содержания; наличие идейной качественной квалификации при разглядывании своих и чужих рисунков.

Перенесение эстетических оценок в изобразительное свое и чужое творчество (см. также § 45)

§ 24.
Инстинкт свободы
Стремление к экскурсиям в высотахСтремление к свободе действий и к расширению арены для передвижения; противодействие одеваниюСтремление «вдаль»
§ 25.
Социальный инстинкт или инстинкт общения
Деспотические и истязательские тенденции в общении с ниже себя стоящими и с более слабыми существами (мелкими животными, насекомыми, человеческими детьми)Противодействие оставлению в одиночестве; стремление к общению с людьми и животными; преобладающие формы соц. общения: детское общение (контакт с опекающим человеком) и товарищеское общениеСемейные мирные, благожелательные, покровительствующие тенденции в общении с ниже себя стоящими существами; организованные формы общения с неодушелвенными сотоварищами
§ 26.
Инстинкт подражания
Бо̀льшая экспрессивность действий эмоционально солидаризирующегося, имитирующего шимпанзе, нежели ребенкаЗаражение настроением, эмоциями окружающих людей — подражание некоторым звукам, телодвижениям. жестам, связанным с эмоциональными состояниямиПодражание мимике и костюму детей и взрослых; подражание изображенному на картинах движению и мимике
§ 26а.
Подражение действиям
Подражание разрозненным человеческим действиям, по преимуществу деконструктивного характера (подробнее см. § 39)Подражение единичным техническим человеческим действиям, связанным с употреблением посуды, приборов, утвари, орудий и с актами самообслуживания (подробнее см. § 39, 49) Репродукция сериально-связанных, целенаправленных, виденных или вычитанных действий — преимущественно конструирующих (подробнее в главе «Конструктивные игры ребенка», см. § 39, 40)
§ 26б.
Подражание звукам
Немедленное подражание звукам шимпанзе, нарочито воспроизводимым человеком.
Точнейшая имитация собачьего лая.
Сходные репродуцируемые из подражания звуки — топание ногами, ритмичное стучание сложенными пальцами рук, трещание губами, подражание лаю собак, хлопанию в ладошиПодражание голосам животных, специфическим человеческим звукам (сопению, храпу, крику, говору, смеху, интонации, пению); подражание звукам, издаваемым неодушевленным предметами (треску, скрипу, тиканию часов и т.п.) Репродукция — звуков, слогов, слов, фраз, стихов, прозы.
§ 27.
Природные звуки человека и шимпанзе

Специфичные, природные звуки, издаваемые шимпанзе:

  1. модулированное ухание

  2. попискивающий звук (утомления)

  3. пять звуковых стадий, предшествующих реву

  4. хриплое учащенное дыхание

  5. гаркающий звук злобы «а»

  6. хрип — досады

  7. звуки: «хрю», «ух» — при злобном волнении

Сходные природные звуки шимпанзе и сверстинка-человека:
«э, у-а-у» у реб. чел. в возрасте 0 м. 1 д.
«м» у реб. чел. в возрасте 0 м. 5 д.
«х-р-у» у реб. чел. в возрасте 1 м. 27 д.
«у-ху» у реб. чел. в возрасте 2 м. 3 д.
«о» у реб. чел. в возрасте 3 м. 5 д.
«ю» у реб. чел. в возрасте 6 м. 30 д.

Рев — при печали, кряхтение, чихание, кашель, храп, учащенное дыхание, звук при глубокой зевоте, глухое кряхтанье.

Способность к усвоению членораздельной речи. Прогрессивная эволюция последней.
Сравнение игр[s] шимпанзе и человека
§ 28.
Подвижные игры
Развлечение передвижением в высотах: по крышам и деревьямПодвижные игры (бег, катание, вожение, прыгание)Развлечение мнимым передвижением (деятельность воображения)
§ 29.
Гимнастические игры
Висение на ногах, прыгание с высот и другие гимнастически трюки, более разнообразные и более ловкие, чем у человекаГимнастически игры (лазание, качание, закрчивание, пролезание, висение)Меньшее многообразие и ловкость в гимнастических трюках.
§ 30.
Спортивные игры
Злоба при неудачном финишеСпортивные игры (сорвенование в беге, ловле, отнимании, борьба), предпочитание убегания от сильного, преследование слабого соперникаПлач при неудачном финише
§ 31.
Игры с преодолением препятствий
Огружение рта и ног. Тренировка болевыносливости упражнение в умыкании предметов, в пролезании, продирании через перпятствияИгры в преодоление самостоятельно возводимых препятствий (барьеров, тенет, зажимов) — осложнение бега, катания, качания, лазания.Огружение рук; упражнение ног в прыгании, перепрыгивании, ходьбе по неровностям, беге; тренировка смелости и ловкости, психической изворотливости, затруднение езды
§ 32.
Игры движущимися предметами
 Игра катящимися, легко движущимися предметами (мячом, шаром, вертушками, колясками), бросание, сшибание, скатывание, верчение, ловля 
§ 33.
Развлечение созерцанием движения
 Развлечение созерцанием лвидения неодушевленных и одушелвенных предметов (животных, людей, машин и т.д.)Пристрастие к слушанию динамических по содержанию книг
§ 34.
Прятки
Более совершенное прятаниеВ играх в прятки предпочитание прятаться, а не искатьМнимое прятание
§ 35.
Игра с живыми животными
Истязательские деспотические игры с живыми существамиИгры с живыми животнымиОрганизованная игра с живыми и неживыми товарищами, очеловечение животных; одушевление игрушечных товарищей, проявление к ним симпатизрующих тенденций
§ 36.
Развлечение звуками
Хлопание своим веком, тренькание на резине. Щелкание зубами; лязгание челюстями. Развлечение оглушительными стукамиРазвлечение звучащими предметами и самостоятельно воспроизводимыми звуками (топанием ногами, хлопанием в ладоши, трещанием губами, стучанием руками, громыханием ключами, цепочками, погремушками)Развлечение звуками собственного голоса: нечленораздельноыми и членораздельными, бормотанием слов, криком, репродукцией ритмичных строф, пением, свистом, щелканием языком
§ 37.
Игры экспериментирования
Смелое обращение с острыми предметами, устраивание распорок между губамиСходные формы экспериментирования с водой, песком, огнем, твердыми, эластичными, прозрачными, острыми предметами, исключительное пристрастие к игре с эластичными предметами (сходные игры с волосом, резиновой трубкой, мячом)Настороженное обращение с острыми предметами. Устраивание распорок в ладонях рук. Словесное констатирование, учет свойств предметов и стремление понять причины и первопричины их проявлений. Практическое экспериментирование — словесное практическое обощение.
§ 38.
Разрушительные игры
Самодовлеющее развлечение разрушительной деятельностью — без тенденции к восстановительной работе (разбор, раздирание, вытаскивание, грызение, сбрасывание, расплетание, развязывание, отпирание)Разрушительные игры — бросание, разрывание, ломание, разбивание[t]Связь деконструктивной деятельности с реконструктивной. Разрушение посредством орудия и оружия, военные игры
§ 39.
Подражательные развлечения и занятия
Малая эффективность подражательных конструктивных действия. Преимущественно деконструктивные подражательные развлечения — разбор кегель, сбрасывание трапеций, развязывание узлов, отпирание замков, щеколд, втулокПодражание единичным техническим действиям (метение, вытирание, отпирание, намахивание, вытаскивание, копание, черчение, «рисование», забивание), связанным с употреблением орудий (щети, тряпки, палки, ключа, карандаша, молотка, клещей). Склонность к замещению орудий действия подобием их. Многообразное эффеткивное подражание серии взаимно связанных действий, профессиям; подражанием творческим актам. Мнимая репродукция, изобразительное творчество (рисование). Оформление сыпучего и твердого материала (песка и палки)
§ 40.
Конструктивные игры
Конструирование подобия погремушки и струнного инструментаПримитивные конструктивные сооружения, «инструментальное мышление»Сложные конструктивные акты, репродукция машин, лодок, пароходов, поездов, аэропланов, аппаратов, построек
Сравнение волевых черт шимпанзе и человека
§ 41.
Волевые проявления
Большая энергия и болевыносливость при осуществлении желанной цели; злоба при неудачном осуществлении ееЦеленаправленная волевая настойчивость, стремление к противодействию (непослушание), упрямство, капризы, самолюбие и обидчивость[u], чувство виныБо̀льшее терпение при осуществлении желанной цели; плач при неудачно выполнении
Сравнение интеллектуальных черт шимпанзе и человека
§ 42.
Интеллекутальные черты
 «Einsicht» — предумышленные действия, обман, наивная хитрость 
§ 43.
Интеллекутальные черты
 Психическая активность, неутолимое стремление к развлечениям, к новым впечатлениям (распыляемость внимания, непостоянство интересов) 
§ 44.
Интеллекутальные черты
 Любопытство к одинаковым по характеру стимулам: новому, ярковму, блестящему, движущемуся, выпуклому, вогнутомуЛююбознательность, «наивный телеологизм», «предпричинной мышление»
§ 45.
Мышление
Выявление исключительно агрессивной эмоциональной оценки изображенийСпособность различения и узнавания субъективной качественной (эмоциональной) оценкиСпособность к сравнению, практическому обобщению, логическому умозаключению, остроумию, качественной идейной оценке. Выявление преимущественно симпатизирующей эмоциональной оценки изображений
§ 46.
Мышление
Одиозное отношение к своему зеркальному изображению; отсутствие персонификации себя в зеркалеТонкая наблюдательность (усмотрение мельчайших предметов), интерес к самосозерцанию; 7 сходных этапов реакции на зеркалоУсмотрение идейных несоответствий. Сравнение отражения с натурой, персонификация себя в зеркале. Благожелательное отношение к своему образу
§ 47.
Мышление
 Способность к отождествелнию, ассимиляции, аналогизации и элементарной абстракции[v]Сильно развитая тенденция к аналогизации, ассимиляции («синкретическое» мышление)
§ 48.
Интеллекутальные черты
Возможное наличие деятельности воображения в играх борьбы с мнимыми врагами и нарочитыми препятствиями Воображение (при рисовании, мнимых действиях, при одушевлении предметов). Пристрастие к фантастике. (Аутистическое мышление)
Сравнение навыков — условных рефлексов человека[w] и шимпанзе
§ 49.
Деятельность памяти (условные рефлексы)
Уклонение от самостоятельного употребления предметов обихода (приборов, посуды и одежды)Сходные моторные навки, связанные с жизненным обиходом, с актами самообслуживания и ухода за собой (с употреблением посуды и домашней утвари — чашки, ложки, салфетки, носового платка, одеяла и т.п.)Стремление к самостоятельному самообслуживанию (при овладении предметами обихода, при надевании одежды, при употреблении посуды, при выполнении гигиенических процедур)
§ 50.
Деятельность памяти (условные рефлексы)
Язык условных жестов связан исключительно с выражением физиологических потребностей и эмоцийСходство в условном языке жестов при выражении просьбы, желания, отвергания, отрицанияЯзык условных жестов связан с мышлением, сочетается со звуками, с речью. Речевые условные рефлексы (от 1½ лет и далее)
§ 51.
Деятельность памяти (условные рефлексы)
 Сходные типы условно-рефлекторных связей:
  1. зрительно-боле-двигательные

  2. зрительно-вкусо-двигательные

  3. слухо-двигательные

  4. слухо-зрительно-двигательные

  5. зрительно-двигательные

  6. зрительно-эмоционально-звуковые

  7. слухо-эмоционально-звуковые

У Руди громадное развитие всех видов условных рефлексов, особенно слухо-интеллектуально-звуковых и зрительно-интеллектуально-звуковых. Речевые рефлексы включают новые самостоятельно установленные связи

[a] Наблюдается лишь у 5-мес. ребенка, приучающегося сидеть

[b] Последнее наблюдается у шипанзе эпизодически — при испуге.

[c] Стояние с опорой на наружный край стопы у стоящего с поддержкой 6-мес. ребенка — с широко расставленными ногами у ребенка в возрасте не более 1 года до 1½ лет.

[d] Стояние с опорой на руки у 6-мес. стоящего с поддержкой ребенка, учащегося стоять.

[e] Передвижение с опорой на руки наблюдается у человеческого ребенка, ползающего (8 мес.) и учащегося ходить (9 — 11 мес.) (у шимпанзе наблюдается ходьба на 3 конечностях даже при ведении его за руку; в том же случае человек идет на двух конечностях).

[f] Лазание по ступеням на-четвереньках у ребенка лишь от 1½ до 2 лет.

[g] Индивидуальное уклонение у Руди — хватание мизинцем левой ноги.

[h] У шимпанзе висение более продолжительное, чем у человека.

[i] Все виды эмоций проявляются вовне у шимпанзе более выразительно, нежели у человека

[j] Плач без слез у человеческого ребенка до 2½—3 месяцев.

[k] Учащенное дыхание при смехе у ребенка до 4 месяцев

[l] Беззвучная широкая улыбка у человеческого ребенка до 4 месяцев

[m] Оформляя кулак, дитя человека располагает большой палец снаружи от других; шимпанзе подкладывает большой палец внутрь под другие.

[n] Припадание раскрытым ртом в знак нежности, издавание учащенного дыхания у дитяти человека до 2½ лет.

[o] Больший диапазон в проявлениях эмцоий волнения, страха, злобы у шимпанзе; у человека больший — диапазон в проявлении эмоций печали, радости, нежности, любопытства, удивления

[p] Плач из самолюбия при неудачных творческих актах.

[q] Смех при появлении стимулов, противоположных ожидаемым.

[r] Все вилы инстинктивной деятельности за исключением подражания у шимпанзе развиты сильнее, чем у человека.

[s] У шимпанзе бо̀льшее развитие имеют: игры подвижные , гимнастические, спортивные, игры с преодолением препятствий, игры с живыми животными, разрушительные игры; у человека — бо̀льшее развитие игр подражательных, конструктивных.

[t] Самодовлеющее развлечение разрушением у человека до 1½ лет, позднее преобладают реконстрктивные игры.

[u] Сходное проявление обиды — поворачивание спиной к обидчику, отвертывание лица, игнорирование его обращений и действий

[v] Все перечисленные интеллектуальные черты у человеческого ребенка имеют имеют неизмеримо бо̀льшее развитие, чем у шимпанзе

[w] Все виды обиходных навыков у человеческого ребенка закрепляются скорее, чем у шимпанзе