Глава 10. Природные звуки шимпанзе

Суммируя наши наблюдения касательно звуков, издаваемых самим шимпанзе, мы должны прежде всего подчеркнуть, что эти звуки являются дополнительными внешними атрибутами, сопровождающими по преимуществу, если не исключительно, эмоциональные состояния животного.

Несмотря на известное многообразие этих звуков они все же отличаются большой определенностью по форме своего выражения и постоянством в отношении приурочения к разным по характеру эмоциям, они зачастую отдаленно напоминают нечленораздельные человеческие звуки или звуки известных нам животных и легко могут быть аналогизированы и описаны.

Наименее человекообразен звук, издаваемый при максимальной общей возбудимости.

Как то уже было подробно изложено на стр. 46, этот звук (№ 1) представляет собой протяжное уханье, состоящее из шестикратного чередования взятых в терции двух звуков, уханье, имеющее тенденцию к неуклонному повышению голоса после воспроизведения каждых двух звуков и заканчивающееся троекратным повторением звуков последней терции: «у̀-ху, уу̀-ху, ууу̀-ху, уа̀-ху, уа̀-ху, уа̀-ху».

В некоторых случаях это последнее воспроизведение звучит как лай, настолько резко и отрывисто берутся эти звуки.

Переводя эту необычную звуковую гамму шимпанзе на язык более знакомых голосов животных, мы должны сказать, что в своей начальной стадии и по своему мелодическому оформлению эти звуки напоминают ослиный рев с его равномерно повышающимися интервалами, только ржащий оттенок ослиного звука заменяется здесь ухающим; в своей конечной более однообразно оформленной стадии эти звуки очень похожи на собачий лай.

Следует теперь же отметить, что этот мелодически оформленный ухающий звук, издаваемый при максимальном общем возбуждении животного, кончается различным лаем в соответствии с разнотипным по эмоциональному оттенку волнением.

Если это волнение разряжается в радость, то троекратный лай — пронзительный, звонкий, высокий, тягучий (вариация 1-го звука — звук № 2, см. примеры на стр. 53стр. 54); наоборот, если вслед за максимальным волнением наступает злобная реакция, то троекратный лай шимпанзе, низкий, глухой, отрывистый, звучит как «у-ау, у-ау, у-ау» (вариация 1-го звука — звук № 3, см. примеры на стр. 52).

Умеренная степень волнения, переходящая в печаль, сопровождается протяжным одиночным ухающим, стонущим звуком «у-у» (звук № 4, см. примеры на стр. 50); волнение с оттенком испуга, боязни сочетается с воспроизведением короткого одиночного уканья — «у» (звук № 5, см. примеры на стр. 51); при мимолетном злобном волнении шимпанзе издает то резкое одиночное уханье — «ух» (звук № 6), то хриплое хрюканье — «хрю», очень напоминающее укороченное хрюканье свиньи (звук № 7).

При более длительном злобном возбуждении и тот и другой звуки (№ 6 и № 7) воспроизводятся отрывисто и повторно: звук № 6а — «ух-ух» и звук № 7а — «хрю-хрю»; непрерывное, равномерное, бурчащее хрюканье (звук № 8) — «хрю-у, хрю-у хрю-у»— нередко можно слышать у Иони в моменты его психического успокоения, удовлетворения, наступающие после предшествующего небольшого беспокойства (см. примеры на стр. 54).

Волнение, сопровождаемое позой угрозы, сочетается обыкновенно с угрожающим приподниманием руки и издаванием низкого, протяжного акцентированного укающего звука «у-у» (звук № 9, см. примеры при нападении на моего обидчика, стр. 145).

При взволнованном удивлении Иони издает коротко протяжный, направленный в себя мычащий звук «м-м» (звук № 10, см. примеры на стр. 107, реакция на мясо) или протяжное «ууу» (звук № 10а, см. примеры на стр. 190стр. 191).

Переходя к обзору звуков, сопутствующих печальным настроениям шимпанзе, мы должны определенно сказать, что эти звуки (в противоположность звукам волнения) чрезвычайно человекообразны и порой неотличимы от аналогичных звуков, издаваемых человеческим ребенком.

В соответствии с разной степенью огорчения животного эти звуки чрезвычайно вариируют и по форме и по интенсивности. Например к вечеру, притомившись перед вечерним сном, ожидая укладывания, шимпанзе воспроизводит слабый попискивающий звук.

В начальных стадиях печали шимпанзе, слегка вытягивая вперед губы, издает стонущий прерывистый звук «у», который мы в полной мере могли бы сравнить со стоном человека, похныкиванием ребенка, отчасти «со скулением» собаки (звук № 11, см. примеры на стр. 60).

Возрастание чувства печали сопровождается увеличением протяжности и силы отдельных стонов и учащением темпа стенания (звук № 12, тянется на гласную «э», см. примеры на стр. 61).

В следующей стадии усиления огорчения у шимпанзе появляется крикливый протяжный дребезжащий стон (звук № 13, см. примеры на стр. 62).

При дальнейшем усилении чувства печали мы определенно замечаем, как дребезжащий стон переходит уже в прерывистый дребезжащий крик (звук № 14), а этот последний переходит в момент отчаяния животного в залпы оглушительного рева (звук № 15, см. примеры на стр. 62).

Этот рев так силен, что превосходит самый сильный детский плач и может быть слышен из закрытого деревянного помещения на расстоянии 50 метров, а на более близком расстоянии и через смежные капитальные стены каменного дома.

Когда шимпанзе находится в аффективном состоянии печали, он воспроизводит однообразные повторные залпы этого рева с такой громовой силой, что порой совершенно «заходится», теряет на мгновение голос, как бы давясь или задыхаясь, а в следующий момент, как бы передохнув, он возобновляет этот рев с прежней силой.

Печальные, неприятные чувствования шимпанзе сопровождаются многообразными и необычайно сильными звуками; наоборот, приятные, радостные эмоции протекают почти беззвучно. Вы редко можете наблюдать, чтобы огорченный шимпанзе, недовольно вытянувший вперед губы, не стонал, но зачастую вы видите беззвучную улыбку весело настроенного зверька.

Смех шимпанзе, вызываемый легкой щекоткой или игрой со зверьком, выражающийся широким раскрыванием рта, сопровождается частым-частым усиленным дыханием животного (звук № 16, см. примеры на стр. 56).

Учащенное дыхание я замечала у Иони при неожиданной радости; например зверок провинился, с виноватым видом ожидает наказания, но его не только не наказывают, но обходятся с ним милостиво, ласкают его, — он часто-часто дышит. Второй пример: я подхожу к двери, собираясь уходить из комнаты, — Иони готов разреветься: внезапно я меняю решение, остаюсь, направляясь в глубь комнаты, — он учащенно дышит. Третий случай аналогичного порядка: Иони хотят посадить в клетку, он приготовился плакать, вытянул вперед губы, но вдруг по каким-то соображениям наше решение переменилось, Иони берут и несут в смежную комнату, — при этом он часто-часто дышит.

Совершенно такое же учащенное дыхание мы слышим у шимпанзе при выявлении им нежных ласковых чувств по отношению к приятным ему людям, к которым он прижимается открытым ртом, как бы целуя их[115] (см. примеры на стр. 59и стр. 137).

Звук учащенного дыхания мы неизменно слышим и при половом возбуждении зверька, когда он наваливается всем телом на мяч и мнет его между бедер (см. примеры на стр. 96), или когда, оживленно играя, он кувыркается через голову. В первом случае Иони дышит часто и коротко с плотно закрытым ртом; во втором (при кувыркании) его рот широко осклабливается в улыбку, и залпы дыхания более протяжные и глубокие.

Иони учащенно дышит и в других, несколько особняком стоящих случаях, например при усиленном внимательном ощупывании выпуклых предметов, при самообследовании во время расковыривания заноз и засохших болячек на своих руках и ногах.

В обоих последних примерах это усиленное дыхание повидимому связано с тем, что, боясь дышать в момент особенно сильного напряжения внимания при процессе ощупывания (в особенности при касании к болезненным местам), в следующий момент Иони должен компенсировать это недостаточное дыхание учащенным дыханием, совершенно не выражающим на этот раз радостных переживаний шимпанзе.

Приятные чувствования, связанные с получением и поеданием вкусной еды, троякого типа: кряхтящие, откашливающиеся, лающие.

Глухое кряхтение (звук № 17, см. примеры на стр. 85), совершенно неотличимо от кряхтения ребенка соответствующего возраста. При вкушении особенно лакомой и излюбленной пищи это кряхтение слышится почти непрерывно, порой оно становится настолько звучным, что напоминает как бы краткое откашливание (звук № 18, см. примеры на стр. 85).

При максимальном вкусовом удовольствии это откашливание переходит даже в звонкое прилаивание (звук № 19, см. примеры на стр. 58).

Радостный кряхтящий звук я слышала всякий раз, как, приходя утром в комнату Иони, открывала ему темные занавески и давала доступ солнечному свету.

Радостное кряхтение Иони неизменно сопровождало разбирание им коробок с новым для него содержимым.

Голосовые выявления, связанные со злобными чувствами шимпанзе, не являются специально оформленными в звуковом отношении и зачастую представляют собой либо видоизменение звуков, сопровождающих волнение и радость, либо комбинацию с этими звуками.

Мы могли заметить у нашего шимпанзе три специфично злобные звуковые оттенка: хрип, лай и гарканье.

Как уже было отмечено, легкая щекотка Иони сопровождается улыбкой и учащенным дыханием, но если эта щекотка становится более назойливой и сильной, Иони оскаливает зубы и его учащенное дыхание становится хриплым и может доходить даже до сплошной хрипоты (звук № 20, см. примеры на стр. 167).

Аналогичный хрипящий звук мы слышим у Иони неизменно во всех случаях связанности его движений, например при его одевании и во время игры, когда он, запутавшись, застряв на месте, пойманный человеком при своих метаниях по комнате, при продирании, пролезании через всякого рода препятствия стремится выбраться на свободу.

Хриплое учащенное дыхание, которое на наш взгляд связано эмоционально с чувством досады, издает Иони и при всяком намеке на-оспаривание у него какой-либо вещи во время игры — в момент соревнования в ловкости за обладание желаемым предметом (см. примеры на стр. 163).

В том случае, если выпадет момент игры и это оспаривание или отнимание у Иони его собственности осуществляется всерьез и к тому же посторонним лицом, Иони издает короткий, отрывистый, двукратный, акцентированный, кашляющий, вернее гаркающий звук «а-а» (звук № 21, см. примеры на стр. 92), звук, сопровождаемый резкой наступательной реакцией и попытками кусания.

Совершенно такое же злобное гарканье я слышала у Иони не раз в периоды его болезни при приближении к нему вместо меня кого-либо из домашних, на которых он как бы огрызался, стремясь отстранить их от себя.

Злоба, связанная со страхом, включающая момент угрозы, зачастую сопровождается лающими звуками.

Мы уже упоминали, как звуки низкого глухого лая заканчивают раскатистое уханье при злобной возбудимости шимпанзе, но иногда мы слышим у Иони только лай (звук № 22).

Например, отшвыривая от себя дурно пахнущую постилку обезьянник издает при этом отрывистый злобный лай.

Такой же лай мы слышали в том случае, когда Иони показывали картину шимпанзе и стучали изнутри по картине; пронзительный звонкий или глухой хриплый лай, заканчивающийся протяжным подвыванием (звук № 23), воспроизводит Иони при показывании ему пугающей его головы чучела волка (см. примеры, приведенные на стр. 113, стр. 116).

В отделе « Подражание (эмоциональная солидаризация шимпанзе с человеком).» уже было подробно описано, как быстро и энтузиастично Иони солидаризируется с человеком при воспроизведении последним звуков, заимствованных из обихода шимпанзе, например звуков уханья, кряхтения, гарканья, хрюканья; здесь следует только еще подчеркнуть, что, присоединяясь к человеку своим голосом, Иони воодушевленно увеличивает и акцентирует интенсивность издаваемых им подражательных звуков, как бы стараясь перекричать человека своим голосом.

Как уже упоминалось, Иони прекрасно имитирует собачий лай, но мне ни разу не удалось подметить у него на протяжении 2½ лет никаких попыток к воспроизведению и имитации даже подобия человеческих членораздельных звуков.

В полном соответствии с этим наблюдением находятся и экспериментальные данные, приводимые профессором Yerkes в его книге «Chimpansee Intelligence and its vocal expressions»[116] .

В этой книге определенно подчеркнуто, что несмотря на восьмимесячные попытки профессора Yerkes приобщить шимпанзе к воспроизведению сравнительно простых звуковых слогов «ба», «ко», «на» вопреки применению профессором Yerkes четырех разных методов звукоподражательного обучения шимпанзе — опыты дали совершенно отрицательные результаты.

И это несмотря на то, что сам шимпанзе (как это зарегистрировала музыкантша-пианистка В. W. Learned, соавтор той же книги) при разных обстоятельствах мог издавать своим голосом до 300 различных музыкальных фраз.

───────

Все предыдущее изложение нам показывает, что шимпанзе является не только чрезвычайно крикливым, но и шумливым существом.

Кроме тех звуков, которые шимпанзе воспроизводит своими голосовыми связками, он оттеняет свои эмоциональные состояния еще другими дополнительными звуками.

Как то было упомянуто, будучи в веселом настроении, шимпанзе, носясь по комнате, гремит и стучит всеми доступными ему способами: он хлопает дверями; он барабанит сложенными пальцами рук или ударяет распластанной кистью руки по мебели, воспроизводя этот звук тем дольше, чем более гулок стук; он приостанавливается на месте и притоптывает ногой; он сбрасывает на пол или швыряет иа стороны в сторону всевозможные твердые предметы; он громыхает трапециями, с максимальной силой ударяя их о стены клетки; он звучно прыгает со стула на стул и делает такой неимоверный шум и грохот, что издали кажется, что в его комнате буйствует целая орда маленьких сорванцов.

Аналогичные стуки и громыхание воспроизводит Иони, находясь и в возбужденном злобном настроении.

Принимая позы угрозы или задирания, Иони, встав на-четвереньки, перепрыгивает многократно с рук на ноги, с ног на руки, трещит губами, лязгает челюстями, щелкает зубами, производит ритмичные постукивания рукой по твердым предметам.

Как уже упоминалось при описании игр шимпанзе звучащими предметами, Иони повидимому нравится воспроизведение звуков, звуки развлекают, радуют его и являются неотъемлемым атрибутом аффектированных эмоциональных состояний.

Из звуков, связанных с физиологическими состояниями шимпанзе, следует упомянуть о храпе (во время сна), совершенно неотличимом от храпа ребенка, и о гортанном звуке, связанном с глубоким сладким зевком, также весьма напоминающем звук человеческой зевоты.

───────



[115] Как известно, совсем маленькие дети целуют так же, как шимпанзе, т. е. прикасаясь открытым ртом.

[116] R. М. Yerkes and В. W. Learnеd. The Williams a Wilkins Company, — Baltimore, USA.