Глава 88. Фазаны

Кавказскій, Золотистый, Алмазный, королевскій, серебристый

Рисунок 88.1. Фазанъ кавказскiй


Близко родственные павлину птицы эти раздѣляютъ и его великолѣпіе окраски, и несходство въ опереніи самцовъ и самокъ, и давность прирученія, и условность пользы, приносимой ими въ состояніи одомашненія. Не обладая, къ сожалѣнію, жесткимъ мясомъ, свойственнымъ павлину, многіе фазаны издавна являются предметомъ промысла и ежегодно тысячами истребляются для кулинарныхъ цѣлей. Всего больше поставляется фазановъ изъ восточной Азіи (фазанъ манчжурскій, Phasianus torquatus и монгольскiй, Ph. mongolicus: первый — съ свѣтло-желтымъ низомъ и зеленовато-пепельнымъ надхвостьемъ, второй — зелено-мѣдно-красный, оба съ явственнымъ широкимъ бѣлымъ ожерельемъ) изъ Туркестана и особенно съ Кавказа, гдѣ водившіеся раньше массами фазаны нынѣ сильно поубавились въ числѣ.

Рисунок 88.2. Фазанъ золотистый


Этотъ встрѣчающійся на Кавказѣ по низовьямъ рѣкъ фазанъ кавказскій (Ph. colchicus Рис. 88.1) — блестяще-мѣдно-красный, съ темными пестринами, темными крыльями, съ блестящимъ фіолетовымъ отливомъ шеи, съ пучками удлиненныхъ перышекъ на головѣ и длиннымъ стрѣльчатымъ хвостомъ — типичный обитатель непролазныхъ зарослей кустарниковъ и камышей, проворно бѣгающій по землѣ и неохотно поднимающійся на крылья. Вывезенный въ Грецію изъ центра современнаго распространенiя на Кавказѣ, именно окрестностей рѣки Ріона (называвшейся у древнихъ «Фазисъ», давшей самое названіе птицѣ), онъ распространился въ скорости по югу всей Европы, гдѣ доселѣ широко разводится на положеніи полудикой, полу-одомашненной охотничьей и промысловой птицы. Скрещиванье его съ другими дикими фазанами, всего чаще съ ожереловымъ манчжурскимъ и монгольскимъ, привело къ образованію смѣшанныхъ, непостоянныхъ по окраскѣ птицъ, извѣстныхъ подъ названіемъ «охотничьихъ». Фазаны эти, охраняемые тщательно внѣ времени охотъ, навѣрное переживутъ своихъ родоначальниковъ, уничтоженіе которыхъ на Кавказѣ, въ Семирѣчьи и Приморской области на практикѣ ничѣмъ почти не ограничено.

Рисунок 88.3. Фазанъ алмазный


Иначе дѣло обстоитъ съ другими, болѣе великолѣпными фазанами, водящимися въ Сѣверномъ Китаѣ и въ Тибетѣ, а въ Европѣ разводимыми лишь въ качествѣ декоративныхъ птицъ.

Сюда относятся фазаны: золотистый (Thaumalea picta, Рис. 88.2) — съ киноваре-краснымъ низомъ, золотистымъ хохолкомъ, пурпурно-синими плечами и сверкающимъ оранжевымъ воротникомъ; серебряный (Nycthemerus argentatus, Рис. 88.5), — съ атласно-чернымъ опереньемъ брюха и груди, и серебристымъ верхомъ съ тонкимъ струйчатымъ рисункомъ; королевскiй (Ph. reewesii, Рис. 88.4) — золотисто-желтый, весь усыпанный то черными, то пурпурными пятнами съ изящной бѣлой шапочкой и колоссальнымъ по длинѣ хвостомъ и, наконецъ, алмазный (Thaumalea Amherstiae, Рис. 88.3) — близкій къ золотистому, но съ бѣлымъ разрисованнымъ воротникомъ и металлически-зеленымъ низомъ.

Это щегольское опереніе самцовъ-фазановъ еще рѣзче выступаетъ при сравненіи его съ однообразнымъ и невзрачнымъ одѣяніемъ ихъ самокъ: тусклые, землисто-сѣрые тона послѣднихъ, совершенно подходящіе подъ цвѣтъ увядшихъ стеблей и травы, скрываютъ притаившуюся на гнѣздовьѣ птицу отъ ея враговъ.

Рисунок 88.4. Фазанъ королевскiй


Рисунок 88.5. Фазанъ серебристый


Эта невзрачная окраска самокъ представляется гораздо болѣе понятной, чѣмъ сверкающее опереніе самцовъ, особенно предательское при ничтожной ихъ духовной одаренности. И въ самомъ дѣлѣ, для чего эти изысканныя сочетанія цвѣтовъ и красокъ, эти украшающія перья въ видѣ огненныхъ султановъ и воротниковъ, косицъ и шлейфовъ? Вѣдь не для того, конечно, чтобы сорванные съ птицы и перенесенные на дамскій головной уборъ свидѣтельствовать объ особенной утонченности вкуса ихъ обладательницъ! Казалось, цѣнность золотистаго фазана, трудность разведенія его, размѣры птицы и не въ мѣру пестрое ихъ одѣяніе обезпечивали ихъ отъ посягательствъ моды. И дѣйствительно, въ теченіе долгихъ лѣтъ прелестною окраской этихъ птицъ привыкли любоваться лишь въ зоологическихъ садахъ и птичникахъ. Но стоило извѣстному французскому писателю избрать предметомъ вдохновенья птичій дворъ, а героиней вывести «фазанку»[9] и подхваченное модой началось стремительное избіеніе золотыхъ фазановъ, какъ идейнаго и освѣщеннаго литературой украшенія. Въ короткій срокъ все, что имѣлось въ фазанятникахъ, перенеслось на головы не въ мѣру преданныхъ цѣнительницъ литературы. Но число ихъ возрастало; началось усиленное истребленіе фазановъ и на волѣ, на ихъ родинѣ. Но вотъ внезапно спросъ пріостанавливается: столь нашумѣвшая дотолѣ птичья пьеса надоѣла, ее приняли со сцены, прекратился интересъ и къ золотистому фазану. Съ той же поспѣшностью, съ которой шкурки этой птицы нашивались ранѣе на шляпы, началось ихъ удаленіе со шляпъ. Но, разумѣется, на этомъ не остановилась разрушительная прихоть моды. Еще осталась неиспользованной ею группа птицъ, единственно могущая соперничать съ фазанами по красотѣ и яркости окраски — это группа райскихъ птицъ. На нихъ и обратилось грубое тщеславіе тѣхъ, которымъ недоступно пониманіе духовной красоты въ животномъ мірѣ и способность проникаться величайшей его тайной — тайной происхожденія прекраснаго въ Природѣ. Лишь начало міровой войны, закрывши доступъ къ странамъ, поставлявшимъ райскихъ птицъ, на время сохранило ихъ отъ окончательнаго истребленія.

Рисунок 88.6. Золотой фазанъ




[9] Пьеса Э. Ростана «Шантеклеръ».