Руки шимпанзе

Рука нашего Иони значительно (почти в два раза) длиннее, чем его нога.

Из трех частей, слагающих руку, наиболее коротка кисть, длиннее ее плечо и наиболее длинно предплечье.

При максимально выпрямленном вертикальном положении шимпанзе его руки спускаются значительно ниже колен (Табл. B.4, рис. 2, 1), доходя кончиками пальцев до середины голени.

Рука шимпанзе почти на всем своем протяжении покрыта довольно густыми, жесткими, смоляно-черными волосами, имеющими впрочем на разных частях руки различное направление, длину и густоту.

На плече шимпанзе эти волосы направлены вниз, и в общем они более густы и длинны, чем волосы предплечья и кисти; на наружной тыльной стороне плеча они обильнее, нежели на внутренней, где светлая кожа просвечивает; в подмышечной впадине волос почти нет.

На предплечьи волосы направлены вверх, и опять-таки они более длинны и густы, чем волосы кисти; на внутренней стороне предплечья, особенно близ локтевого сгиба и у основания кисти, они значительно реже, чем на наружной стороне.

На тыльной стороне кисти волосы доходят почти до второй фаланги пальцев, внутренняя сторона кисти совершенно лишена волос и покрыта кожей несколько более темной, чем кожа лица (Табл. B.36, рис. 1, 3).

Кисть очень длинная: ее длина почти втрое больше ее ширины; ее пястный отдел несколько длиннее ее фалангового отдела.

Ладонь длинная, узкая, ее длина на ⅓ больше ее ширины[23] .

Пальцы

Пальцы руки длинные, крепкие, высокие, как бы надутые, к концам несколько суживаются. Основные фаланги пальцев более субтильные и тонкие, нежели средние; концевые фаланги значительно миниатюрнее, короче, уже и тоньше основных. Третий палец самый длинный, первый палец самый короткий. По степени нисходящей длины пальцы руки можно расположить в следующий ряд: 3-й, 4-й, 2-й, 5-й, 1-й.

Рассматривая пальцы руки с тыльной стороны, надо отметить, что все они покрыты толстой, бугристой кожей, покрытой волосами лишь на основных фалангах.

На границах основной и средней фаланг на четырех длинных пальцах (№ 2—5) мы наблюдаем сильные вздутия кожи, образующие как бы мягкомозолистые утолщения; значительно меньшего размера вздутия имеются между средними и концевыми фалангами. Концевые фаланги заканчиваются небольшими блестящими, слабо выпуклыми, темно-коричневыми ногтями, окаймленными на наружном крае узкой более темной полоской.

У здорового животного эта ногтевая кайма едва выступает за мякоть концевой фаланги пальцев и при отрастании ногтей своевременно обгрызается; только у больных животных мы обычно замечаем чрезмерно отросшие ногти.

Перейдем к описанию линий рук нашего шимпанзе.

Линии рук

Если взять за исходный сравнительный образец руку шимпанзе, описанную Schlaginhaufen'oм[24] , принадлежащую молодой самке шимпанзе, то развитие линий на ладони нашего Иони оказывается значительно более сложным.[25] (Табл. 1.2, рис. 1, (Табл. B.36, рис. 3).

Таблица 1.2. Линии ладони и подошвы шимпанзе и человека

Рис. 1. Линии ладони у шимпанзе Иони.
Рис. 2. Линии ладони у человеческого дитяти.
Рис. 3. Линии подошвы у шимпанзе Иони.
Рис. 4. Линии подошвы у человеческого дитяти.


Таблица 1.3. Индивидуальная вариация линий ладони и подошвы у шимпанзе

Рис. 1. Линии ладони левой руки ♂ шимпанзе (Пети) 8 лет.
Рис. 2. Линии ладони правой руки ♂ шимпанзе (Пети) 8 лет.
Рис. 3. Линии ладони правой руки ♀ шимпанзе (Мимозы) 8 лет.
Рис. 4. Линии подошвы левой руки ♀ шимпанзе (Мимозы) 8 лет.
Рис. 5. Линии ладони левой руки ♀ шимпанзе (Мимозы) 8 лет.
Рис. 6. Линии подошвы правой ноги ♀ шимпанзе (Мимозы) 8 лет.
Рис. 7. Линии подошвы левой ноги ♀ шимпанзе (3 лет).
Рис. 8. Линии ладони левой руки ♀ шимпанзе (3 года).
Рис. 9. Линии подошвы правой ноги ♂ шимпанзе (Пети).


Первая горизонтальная линия (1-я, или аа1[26] ) является у Иони резко выраженной и имеет то же положение и форму, что и на схеме, но она несколько осложнена добавочными ветвями; вскоре после своего отхождения от ульнарной части кисти (как раз в месте пересечения ее вертикальной линией V, расположенной против 5-го пальца), она дает резкий отрог (1а), направляющийся к основанию внутреннего края фаланги второго пальца, упираясь в первую поперечную линию у его основания.

Вторая горизонтальная линия (2-я, или bb1), расположенная в своей исходной части на сантиметр проксимальнее предыдущей, начинается маленьким развилком от вертикальной V линии; этот развилок вскоре (в месте ее пересечения с вертикальной IV линией) соединяется в одну веточку, которая в пункте встречи ее с вертикальной III линией делает резкий уклон по направлению к горизонтальной 1-й линии в месте ее пересечения с вертикальной II линией (dd1), расположенной против оси указательного пальца.

Третья горизонтальная линия (3-я или cc1), расположенная в своей исходной части сантиметров на 5 проксимальнее предыдущей линии 2-й, начинается от самого края ульнарной части кисти и на всем своем протяжении имеет тенденцию направляться кверху, в пунктах пересечения с V и IV вертикальными отстоя уже только на сантиметр от линии 2-й, а в пункте встречи с вертикальной III совершенно сливаясь с предыдущей (2-й) линией. Между прочим следует упомянуть еще, что линия 3-я в начале своего пути на ульнарном крае кисти принимает в себя коротенькую горизонтальную веточку, а в середине своего пути (в центре ладони) она разорвана и ее продолжением следует считать горизонтальную линию 10 (подробное описание которой дано ниже).

Из других более крупных, идущих в поперечном направлении, линий ладони надо упомянуть еще о следующих.

Четвертая линия (4-я, или gg1) начинается на ульнарном крае ладони в месте отхождения 3-й горизонтальной линии и направляется в наклонном положении прямо вниз к линии 1-й (или FF1), пересекает эту последнюю и дает три небольших веточки, из которых две (4a, 4b) вилкообразно расходятся внизу бугра большого пальца, а одна (4c) направляется вниз к линиям запястья 7-й и 8-й (ii1).

Почти рядом с начальным отрезком 4-й линии идет параллельная ей бороздка — 5-я горизонтальная линия, которая (в пункте встречи 5-й горизонтальной с V вертикальной) косо спускается вниз, пересекает III вертикальную линию и доходит почти до первого отрога (1a) первой вертикальной линии I.

Шестая горизонтальная линия (6-я) начинается на сантиметр ниже предыдущей, идя прямой почти горизонтальной, несколько поднимающейся кверху чертой, кончающейся вскоре после своего пересечения (в месте встречи 6-й с линией VII) двумя слабыми веточками 6a и 6a.

Седьмая горизонтальная линия (7-я, или hh1) — у основания кисти с 2 небольшими веточками, направленными косо и вверх по самой нижней части бугра мизинца.

Восьмая горизонтальная линия (8-я, или ii1) — коротенькая, слабая, почти смыкающаяся с предыдущей, лишь расположенная ниже и радиальнее.

Горизонтальная 9-я слабо выраженная короткая линия проходит в самом центре ладони на 1 см проксимальнее отрезка 10-й горизонтальной.

Десятая горизонтальная линия (10-я), расположенная вверху и в середине ладони, параллельная 2-й горизонтальной линии (bb1) в ее срединном отделе (находящемся между IV и II вертикальными линиями), отстоящая от предыдущей на расстоянии 1 см, представляет на мой взгляд[27] отрывок от линии 3-й (cc1).

Обращаясь к линиям, прорезывающим ладонь в вертикальном и наклонном положениях, мы должны упомянуть о следующих: I вертикальная линия (FF1) начинается вверху у первой поперечной линии (I, или на aa1) на расстоянии 1 см от радиального края кисти и, широкой дугой окаймляя возвышение большого пальца, спускается вниз почти до линии запястья (7, hh1).

На своем пути по направлению к центральной части кисти эта I вертикальная линия дает несколько ответвлений: первая веточка от нее, по нашему обозначению 1a, отходит на уровне конца отрезка верхней ее трети, почти против слабой поперечной (9-й) линии, направляется косо внутрь к медиальной части ладони, пересекая 4-ю и 6-ю горизонтальные линии рук; вторая веточка (1b) I вертикальной линии отходит от нее на 2 мм ниже предыдущей (1a) и имеет почти одинаковое с ней направление, но кончается несколько ниже предыдущей, доходя до линий запястья 7-й и 8-й (hh1, ii1) и как бы надсекая их.

Внутрь от I вертикальной линии как раз от углубления близ большого пальца находится резкая борозда VII, самая рельефная из всех имеющихся линий руки; эта линия, крутой дугой огибающая сверху самый бугор большого пальца, пересекает несколько ниже середины линии Ia и Ib (FF1) и в косом направлении продолжается вниз, доходя до линий запястья (7-й), перерезая на своем пути линию 4 (gg1) и lb.

Из других более или менее рельефно выраженных вертикально направленных линий руки следует упомянуть еще о четырех. Короткая (II) линия (соответствующая ee1 по Schlaginhaufen'y), расположенная в верхней четверти кисти, идущая как раз в направлении оси второго пальца, начинается почти от промежутка между 2-м и 3-м пальцами и направляется прямо вниз, сливаясь своим нижним концом с линией I (FF1) (как раз в том месте, где к ней подходит отрезок 10-й горизонтальной).

Линия III — одна из более длинных имеющихся на ладони линий (соответствующая dd1 по Schlaginhaufen'y).

Она начинается вверху слабо выраженной бороздкой прямо против оси среднего пальца, слегка надсекая отросток от поперечной линии 1-й (aa1), резкой чертой пересекает линию 1 и линию 2 (в месте слияния последней с линией 3-й), пересекает линию 9, 10 и, уклоняясь к ульнарной части кисти, проходит как раз в месте скрещивания линий 4-й и 6-й и направляется далее еще ниже, пересекая конец линии 5-й и веточки от 7-й горизонтальной, доходя до самой линии запястья (7-й).

IV вертикальная линия (kk1 по терминологии Schlaginhaufen'a), расположенная против оси 4-го пальца, начинается в виде слабой бороздки (заметной лишь при известном освещении), отходящей от промежутка между 3-м и 4-м пальцами и направляющейся прямо вниз; эта линия становится более явственной как раз над линией 2-й. Спускаясь ниже, эта IV вертикальная линия последовательно пересекает 3 и 9 горизонтальные линии и незаметно сходит на-нет, несколько не доходя до линии 5-й горизонтальной.

V вертикальная линия, самая длинная из всех вертикальных линий кисти, помещается против оси 5-го пальца и начинается от поперечной линии у его основания, направляется вниз, последовательно перерезая поперечные линии 1, 2, 3, 4, 5, 6 и как бы встречая косые линии, отходящие от 7-й линии, расположенной на запястье.

При хорошем освещении в верхней части кисти, выше линии 1 (aa1) видна небольшая горизонтальная перемычка x между вертикальными линиями IV и V.

Из остальных более заметных линий кисти следует упомянуть еще о длинной косой линии VI, прорезающей нижнюю часть кисти, начинающейся от нижней веточки линии 2-й и идущей наклонно вниз к пунктам пересечения ее с тремя линиями la, lb и 6-й горизонтальной и далее вниз до места ее слияния с 1в, направляющейся к линии запястья (7-й).

Теперь мы переходим к описанию линий, находящихся у оснований пальцев.

У основания большого пальца мы находим две косо расходящиеся линии, встречающиеся в большой выемке руки: VII и VIII; от нижней из этих линий — VIII, огибающей большой палец, идут четыре радиально расходящиеся вниз более мелкие линии, пересеченные на середине бугра большого пальца тонкой поперечной складкой; верхняя из этих линий — VII уже была описана.

У основания указательного пальца и мизинца мы находим по три линии, разобщенно начинающихся у наружных краев пальцев и сходящихся у внутренних углов между пальцами. Несколько выше основания среднего и безыменного пальцев мы находим одиночные поперечные линии.

Помимо этих линий мы находим еще три дополнительные дугообразные линии, соединяющие попарно разные пальцы: 2-й с 3-м (a), 4-й с 5-м (b), 3-й с 4-м (c).

1. От наружного края второго пальца идет дугообразная линия (a), направляющаяся к внутреннему краю третьего пальца, подходящая к поперечной линии на его основании.
2. От наружного края пятого пальца (именно от средней поперечной линии основания) идет дугообразная линия (b), направляющаяся к внутреннему краю четвертого пальца, подходящая к поперечной линии основания этого последнего.
3. Дугообразная линия (c) соединяет основания третьего и четвертого пальцев, выходя от угла между 2 и 3-м пальцами, направляясь к углу между четвертым и пятым пальцем (именно к поперечной линии на основании безыменного пальца).

Двойные параллельные линии мы находим и у основания вторых фаланг пальцев (от 2-го по 5-й).

У основания всех ногтевых фаланг пальцев (1—5) мы имеем опять одиночные поперечные линии.

Таким образом ладонь нашего Иони, особенно в ее центральной части, изборождена тонким переплетом из 8 вертикально направленных и 10 горизонтально направленных линий, поддающихся расшифровке только после необычайно минутиозного и тщательного анализа[28] .

Рельеф ладони нашего Иони значительно более сложен не только при его сравнении с рукой шимпанзе, предложенной Schlaginhaufen'oм, принадлежащей молодой самке, у которой мы усматриваем самое большее 10 основных линий, но и при сопоставлении с другими имевшимися в моем распоряжении зарисовками[29] рук молодых шимпанзе: молодой шимпанзе, живший с 1913 г. в Московском зоопарке (судя по внешнему виду несколько моложе Иони) (Табл. 1.3, рис. 8), 8-летней самки шимпанзе по прозвищу «Мимоза» (Табл. 1.3, рис. 3 и 5) и 8-летнего шимпанзе Пети (Табл. 1.3, рис. 1, 2), содержавшихся (в 1931 г.) в Московском зоопарке[30] .

Во всех этих случаях, как показывают рисунки, общее количество основных линий не превышает 10.

Уже самое беглое рассматривание всех представленных рук показывает, что несмотря на большую вариацию рельефа ладоней, выпадения одних линий и смещенного положения других, вопреки различию рисунков на правой и левой руке одного и того же индивида (рис. 1 и 2, рис. 3 и 5 — Табл. 1.3), — все же мы без труда расшифровываем по аналогии наименование всех линий.

На всех пяти отпечатках рук наиболее бесспорное и постоянное положение имеет линия горизонтальная поперечная 1-я (aa1), 2-я горизонтальная то в своем конечном этапе сливается с первой (как то имеет место на рис. 8, 1), то идет совершенно самостоятельно (как на схеме Schlaginhaufen'a) на рис. 3 и 5, то дает лишь ветвь к первой горизонтальной (как то имеет место в случае рис. 2).

3-я горизонтальная линия (cc1) более вариирует, чем предыдущие, и по величине (ср. рис. 8, 5 со всеми другими) и по расположению: в то время как на рис 1, 3, 5, 8 она имеет совершенно обособленное положение (и в последнем случае дает лишь слабую веточку кверху), на рис. 2 (как и у Иони) она впадает во вторую горизонтальную линию, совершенно сливаясь с ней в радиальном отделе кисти.

4-я горизонтальная линия, явственно выраженная у Иони, так же определенно выявлена и на рис. 5; на рис. 8 и 2 мы аналогизируем ее лишь приблизительно, судя по направлению от бугра мизинца к низу бугра большого пальца и по тройному ветвлению (не исключена возможность, что мы смешиваем ее с 5 или 6-й горизонтальной). Эта последняя поперечная линия 6 бесспорно точно локализуется лишь на рис. 1 и 5, имея совершенно то же положение и направление, что и у Иони, а на рис. 2 и 3 мы склонны фиксировать лишь ее начальный отрезок, расположенный на бугре мизинца, направляющийся снизу вверх.

Из остальных горизонтальных линий, представленных на прилагаемых рисунках, следует упомянуть еще о линиях у основания запястья, представленных то в большем (как на рис. 8), то в меньшем количестве (как на Табл. 1.3, рис. 1, 2, 3), и линии 9-й, проходящей в середине ладони, имеющейся в одном единственном из всех 5 случаев (именно на рис. 3).

Обращаясь к вертикальным линиям рук, мы должны сказать, что все они легко определяются по аналогии, на основании топографического положения и взаимного соотношения с уже описанными линиями рук, хотя в деталях обнаруживают некоторые отступления от того, что имеется у Иони.

Наиболее постоянно положение линии I (как то мы видим на рис. 8, 2, 1); на рис. 5, 3 мы видим, как эта линия укорачивается и имеет тенденцию к приближению (рис. 5), а быть может и к слиянию с линией VII (рис. 3).

Из других вертикальных линий хорошо выражены III (имеющаяся на всех 5 рисунках и только порой несколько отклоняющаяся от своего обычного положения против оси третьего пальца) и V, идущая к мизинцу.

В противоположность тому, что имеется у Иони, эта последняя V линия в трех случаях не сохраняет до конца своего положения (против оси 5-го пальца), а идет, в направлении VI, как бы сливается с этой последней линией, принимая в себя отрезки всех других вертикальных линий (IV, III, II, I), как это в особенности заметно на рис. 8, 3 и отчасти на рис. 1. В двух случаях (рис. 2 и 5) эта V линия совершенно отсутствует.

IV вертикальная линия за единичным исключением (рис. 1) имеется, но весьма вариирует по величине и форме. То она весьма коротка (как в случае 8 и 1), то прерывчата и длинна (рис. 5), то резко отклонена от обычного положения против оси 4-го пальца (рис. 3). II линия, идущая к указательному пальцу, наблюдается лишь в одном случае (рис. 3).



[23] Ширина ладони определялась по максимально расширенной ее части по линии аа1.

[24] См. книгу: «Die Körpermasse und der aussere Habitus eines jungen weiblichen Schimpansen» von Otto Schlaginhaufen, Abh. u. Ber. d. k. Zoologie u. Anthrop., Ethn. Museum zu Dresden, 1907, Bd. XI, 4.

[25] Линии ладони у Иони представляют большую сложность и при сравнении ее рельефа с таковым, изображенным в книге Julien Leclerc («Le caractere et la main», Paris, F. Juven, Editeur), хотя, правда, в этой последней книге фотоснимки сделана с гипсовых моделей рук шимпанзе и сравнительно мало отчетливы.

[26] Цифровые обозначения линий наши, буквенные — Schlaginhaufen'a; в цифровых обозначениях мы старались придерживаться следующего правила: отмечать арабскими цифрами горизонтальные, римскими цифрами — вертикальные линии.

[27] Взгляд подкрепляется схемой и описанием Schlaginhaufen'a, который считает, что линия cc1 состоит из 2 частей.

[28] Следует подчеркнуть, что трудности этого анализа увеличиваются при оперировании с рукой, отлитой с мертвого животного, в виде воскового муляжа, где рельефность линий резко изменяется в зависимости от условий освещения. Вот почему для правильной ориентировки и при нотировании линий приходилось каждую линию прослеживать при разностороннем освещении, проглядывая ее со всех возможных точек зрения и только таким образом устанавливая истинный путь ее следования: отправные и конечные пункты, как и все возможные связи с ближайшими контактирующимися линейными компонентами.

[29] Все зарисовки рук по моему предложению и при моем соучастии производились с натуры худ. В. А. Ватагиным, во 2-м случае — с мертвого, в 3-м и 4-м — с живых экземпляров.

[30] Пользуюсь случаем благодарно отметить содействие, оказанное нам (мне и худ. Ватагину) при зарисовке М. А. Величковским, помогавшим нам в обращении с живыми шимпанзе при зарисовке их рук и ног.