Глава 5. Память и привычки дитяти (Условно-рефлекторные акты)

Обращаемся к условным рефлексам человеческого ребенка.

После одного раза у дитяти прочно устанавливаются зрительно-боле-двигательные рефлексы. Однажды я показала 9-месячному Руди колючий волосатый ершик. Дитя, быстро схватив его ручками, укололось. Через неделю, когда я поднесла тот же ершик (Табл. B.86, рис. 3), ребенок уже не тянулся к нему сразу, а вначале посмотрел пристально, потом настороженно протянул к нему ручку и слегка прикоснулся к металлическому стержню, а не к щетине; наоборот, когда вслед затем я поднесла ему свою гладкую голубую блестящую металлическую ручку (также знакомую ребенку из прежнего опыта), он немедленно крепко схватил ее рукой и потащил в ротик. Однажды 8-месячный Руди, играя колечками деревянной пирамиды, больно ударил себя ими по лобику и расплакался; на повторное предложение ему тех же игрушек дитя решительно отворачивалось от них, когда их приближали, и только 1½ часа спустя (после 4-кратного предложения их) малыш решился взять их в руки.

Однажды Руди (2 г. 9 м. 17 д.) обжегся чаем, вслед затем несколько дней подряд при подаче чая он неизменно начинал кричать: «горячё» и плакал, не желая и отведать, пока его не убедили попробовать чай. Видит Руди (1 г. 4 м. 22 д.) испачканный иодом палец, говорит «бо» (болит), так как ранее связал с видом иода порез пальца.

Одиннадцатимесячного Руди (как и Иони) обычно перед выносом в другую комнату закрывали одеялом, и вот всякий раз, как его накрывали, он радостно бился в руках, так как по опыту знал, что за этим воспоследует вынос в новую, развлекающую его обстановку.

Быстрое и прочное установление у человеческого ребенка другого типа условных рефлексов — слуховых и зрительно-двигательных — содействует тому, что у дитяти задолго до появления речи устанавливается со взрослыми взаимное понимание. Как и у Иони, у младенца человека этот условно-рефлекторный язык — вначале язык механический, стереотипный, мало пластичный, но все же при большом накоплении и многообразии связей служащий средством общения с окружающими и содействующий психическому развитию ребенка.

Уже 7-месячный Руди реагирует на произношение своего имени поворачиванием головки в сторону зова.

Неисчислимы у дитяти самопроизвольно установившиеся рефлексы слухо-двигательно-зрительного типа. Приведу хотя бы некоторые из них.

Слухо-двигательные условные рефлексы. Семимесячный Руди на предложение «возьми подушечку» берет подушечку. На предложение показать, как мышки скребут, дитя (3 мес.) царапает пальчиками по твердому субстрату. На предложение: «пожалей!» Руди (1 г. 2 м. 1 д.) гладит ручкой по лицу. «Ладушки» — Руди хлопает в ладошки. «Дай ручку» — дает руку. «Принеси, отнеси, подойди, подними, дай, помой ручки, ножки» (в возрасте 1 г. 6 м. 23 д.) — все выполняет, и т. д. и т. п. Годовалое дитя при слове «нельзя» прекращает действие и плачет, явно усваивая смысл запрещения. На вопросы, как Руди плачет, смеется, — дитя (1 г. 4 м. 27 д.) в первом случае делает плаксивую, а во втором — радостную рожицу.

Слухо-звуковые условные рефлексы.  На вопрос: «как Руди кричит, поет?» — дитя (1 г. 4 м. 27 д.) кричит и тянет голоском протяжный звук.

На вопрос, как тетя плачет? — Руди делает подобие всхлипывания. «Как ты собачку зовешь?» — Руди (1 г. 3 м. 3 д.) делает чмокающий звук губами. «Как звонок звонит?» — Руди (1 г. 3 м. 20 д.) лепечет: «д-р-р-р-рь». «Как гудок гудит? Как ворон-Корушка каркает?» — дитя (1 г. 1 м. 21 д.) отвечает звукоподражательными возгласами «у-у-у», «кар-кар».

Слухо-зрительно-двигательные условные рефлексы.  Уже 7-месячный ребенок на вопрос указывает взглядом предметы. На вопрос, как дяди-красноармейцы ходят, Руди (1 г. 4 м. 3 д.) начинает ходить, поднимая высоко кверху ножки и резко топая по полу. На вопрос, где «тик-так» (часы), Руди направляет глазки к часам; на вопрос, где картиночки, — поворачивает тельце и головку к картинам; точно также он указывает, где коляска, огонечек и другие предметы в комнате. 9—10-месячный Руди на соответствующий вопрос, где папа, мама, бабушка, няня, указывает глазами того или другого названного члена семьи; нередко (9 месяцев), указывая бабушку, еще и называет: «баба». 11-месячный Руди уже употребляет при этом указательный пальчик и вытягивает вперед ручку по направлению к названному лицу.

Десятимесячное, 1½-годовалое дитя на предложение показать глазки, хвост, ножки и т. п. тычет пальчиками в разные части тела у людей и игрушечных животных.

На предложение бросить мячик в того или другого члена семьи Руди выполняет задание правильно несмотря на то, что все лица находятся в разных местах комнаты; он точно выполняет поручение отнести одному или другому человеку ту или иную вещь.

Замечательно то, что некоторые заведомо новые рефлексы слухо-зрительно-двигательного типа устанавливаются буквально с одного-двух раз. Руди (1 г. 5 м. 20 д.) в сумерки показали звезды и месяц и назвали их; после того всякий раз как спрашивали, где звезды, где месяц, он тотчас же показывал пальчиком и глазками кверху. С одного раза дитя (1 г. 6 м. 15 д.) запоминает и показывает например такие тонкие вещи на градуснике, как красную черту, деление «0».

Руди (в возрасте 1 г. 4 м. 21 д.) показали аэроплан, причем тот летел так низко, что слышен был шум пропеллера; в следующий раз, едва дитя услышало шум пропеллера, как подняло кверху головку и стало искать на небе глазками аэроплан.

Зрительно-звуковые и зрительно-двигательные связи.  не менее многочислены. Раз я вынула из шкафа и дала Руди (1 г. 4 м.) печение, — и потом всякий раз, как Руди видел этот шкаф, он протягивал к нему ручки, надеясь получить печение. Раз при прогулке Руди (1 г. 8 м. 13 д.) увидел кошку близ забора. Всякий раз при прохождении мимо того же забора он говорил: «кьхь» (название кошки). Однажды проходя мимо чужих ворот, я завела его во двор посмотреть на кур; потом всякий раз при проходе мимо этих ворот он требовал, чтобы я вводила его во двор, желая смотреть кур, настойчиво говоря: «Куда-куда» (его название кур)[255] . Посмотрев дрессированную обезьянку, которая при Руди махала руками и прыгала, позднее на вопрос, как обезьянка прыгает, Руди махал ручками.

Обычно при переходе через дорогу я удерживала мальчика за руку на тротуаре и не переводила его ранее, чем не видела свободный путь, и он в свою очередь (2 г. 9 м. 3 д.) стал так осторожен, что ни за что не хотел переходить, если видел хотя бы далеко авто и трамвай, хотя я теперь и понукала его к переходу; он упорствовал до тех пор, пока весь путь не был совершенно свободен от машин, говоря: «Мама, подожди, атабиль едет».

Характерно, что дитя порой (в возрасте 2 г. 9 м. 3 д.) безапелляционно полагается на зрительные сигналы; например, вместо того чтобы спросить, придет ли его друг дядя к нему или нет, — дитя спрашивает: «Дядя в чистом или в грязном фартуке?» Для него это означает следующее: в чистом — значит придет к мальчику; в грязном — не придет, так как работает в мастерской.

Быстрое и прочное установление рефлексов приводит к тому, что у человеческого дитяти, как и у шимпанзе Иони, мы наблюдаем порой консерватизм поведения. Все мы знаем, как даже грудные младенцы образуют упорные привычки, и если эти привычки дурны, они доставляют много хлопот, чтобы их растормозить.

Найдя соску-пустышку, Руди (3 г. 0 м. 18 д.), хотя давно бросил сосать соску, просит: «Мама, дай пососать сосочку», но делает неприятную гримасу, пожевав ее.

У 9-месячного Руди например установилась привычка, чтобы его носили перед сном, потом дали бутылочку, выпив которую он и засыпал. Как-то пришлось так, что во время его сосания соска слиплась и бутылочку надо было вынуть и расправить соску. Это было делом одной секунды, тем не менее малыш раскричался и теперь не желал брать бутылочку и все кричал и кричал; тогда я подумала, что надо восстановить привычный ход событий: взяв его на руки, я поносила его, положила в кровать и потом дала рожок, который теперь он взял сразу и с которым, как обычно, быстро заснул.

Позднее как-то Руди (2 г. 0 м. 4 д.) увидел меня вопреки обыкновению лежащей на кровати головой не к той стороне кровати, как обычно; дитя настойчиво стало требовать перемены моего положения, показывая пальчиком на обычное место моей подушки, говоря: «тюда» (туда), хотя это перемещение для него субъективно не имело в сущности никакого значения.

Зрительно-вкусо-двигательные рефлексы.  также очень прочны: отведав вкус апельсина, яблока, яйца, Руди (1 г. 1 м. 27 д.) по одному виду узнает плоды и при показывании их радостно с визгом тянется к первым и отворачивается от последнего.

При описании процесса «узнавания» приводились примеры, как младенец до года устанавливает зрительно-эмоциональные рефлексы на мать, своих, чужих, на предметы, связанные с актом кормления; появление этих приятных стимулов приводит ребенка в радостное настроение, устранение их — в печальное, завершающееся ревом.

Для условных рефлексов ребенка человека, как и для шимпанзе, характерны быстрота их образования и прочность их сохранения; по сравнению с тем, что имеется у шимпанзе, условные рефлексы ребенка человека конечно более многообразны.

Как и у шимпанзе, у дитяти эти рефлексы устанавливаются самопроизвольно, но я определенно скажу, что в большинстве случаев у дитяти они требуют менее повторения для закрепления, чем у шимпанзе.

Эволюция речи ребенка

В одном пункте есть огромное различие у шимпанзе и у ребенка человека: в то время как шимпанзе дает нам стереотипные условные рефлексы, которые заранее мы можем учесть и которые построены на его прошлом опыте, дитя человека зачастую удивляет нас новой условно-рефлекторной реакцией, вскрывающей нам, что в канву этих механических связей незаметно и независимо от нас внедряется истинное осмышление явлений, подлинная работа мысли самого ребенка. Это в особенности относится к слухо-двигательным и речевым условным рефлексам. Совершенно неожиданно для нас обнаружилось, что Руди (1 г. 6 м. 1 д.—1 г. 6 м. 26 д.) запомнил собственные имена и отчества всех своих домашних и правильно мог их замещать — например:

На вопрос, кто это — Александр Федорович, он отвечает: — «Папа».
Надежда Николаевна? — «Мама».
Евгения Александровна? — «Бабушка».
Филипп Евтихиевич? — «Дядя».
Лена? — «Няня».

«Einliebes Kind hat viele Namen», — в отношении нашего мальчика это было реализовано в действительности; и вот оказалось, что дитя (в возрасте 1 г. 8 м. 7 д.) усвоило, кто и как его зовет.

На вопрос, кто тебя зовет «Альфик», — он отвечает: «Мама».

«Рудочек?»«Дядя, няня».
«Апа?»«Папа».
«Люлинька?»«Бабушка».
«Мальтиска (мальчишка)?»«Гага» (техническая служащая).

Шимпанзе Иони определенно знал только мое имя, и стоило кому, либо в моем отсутствии произнести его, он издавал радостное похрюкивание; на имена других домашних Иони никак не реагировал.

В возрасте 1 г. 5 м. 10 д. Руди самостоятельно складывает первые двухсловные фразы вроде: «баба, на» (бабушка, возьми); «дяди — баба», «дяди бай-бай» (спят), — говорит он, видя как мужчины лежат на траве.

В возрасте 1 г. 8 м. 2 д. Руди употребляет фразу из трех слов: «мама, блям тюда» (мама, яблочко туда), приглашая меня итти в другую комнату, где он обычно сидит, съедая полученное яблоко.

В возрасте 1 г. 8 м. 6 д. дитя длительно упражняется в произношении разных усвоенных слов, говоря подряд: Геля, Маня, Поля, мама, баба, Маня, Коля, Катя, Маня, баба, Гага, мама, papa, Гага, будя-будя.

Через 3 дня я слышу, как Руди (1 г. 8 м. 9 д.) подряд воспроизводит 23 слова, из которых 3 повторяются по нескольку раз (мама, папа, няня) и 7 неповторяющихся (мама, папа, мама, папа, няня, мама, дядя, мама, пана, няня, папа, баба, мама, папа, мама, папа, Апа, няня, папа, Катя, меня, патя, Поля).

Дитя все больше и больше стремится к обогащению словами; в возрасте 1 г. 8 м. 30 д. Руди, выбирая свои игрушечки из комода, настойчиво повторно говорит: «бу?», пока не назовешь игрушечку, назовешь — он скажет: «да», а потом отшвыривает от себя предмет и требует называния вновь и вновь вынимаемых вещей; иногда он спрашивает название даже тех предметов, которые сам заведомо умеет называть; просишь его об этом, и он сам говорит то настоящее, то извращенное, то свое условное название вещи, например:

ПредметРуди называет
гусь«Гага»
мяч«бам»
труба«дуду»
колокольчик«дэнь», или «динь»
карандаш«будя̀-будя̀»[a]
книги«будя̀-будя̀»
палка«парака»
барабан«бабара»
все виды кукол«papa» (по имени куклы «Рива»)
белки и зайцы«яй-яй»
петух«а-а-а» (певучим звуком, произнесенным нараспев — на мотив петушиного пенья)
тюленек«тюля»
коровка«му»
лошадь«но-но»

[a] Так же обозначает и процесс чтения.

Примерно через полгода (в возрасте 2 г. 2 м. 8 д.) при аналогичном разбирании вещей Руди называет сам вынимаемые вещи, иногда сопровождая свое обозначение кратким дополнительным высказыванием:

 ПредметРуди называет
1)«обизяна»обезьяна
2)«кижечка»книга
3)«апина сётичка»апина щеточка (зубная щетка)
4)«нехарошая кижечка»книга без картин
5)«коститьки»косточки
6)«палитька»палочка
7)«путик»прутик
8)«это картитька мамы»моя фотографическая карточка
9)«это письмо»конверт («тетино Наташино», — добавляет Руди)
10)«картитьки»карточки
11)«мисюк»мишук (картинка)
12)«гоздик палязу»гвоздик положу
13)«бумаська»бумажка
14)«Сикалядина»шоколадина
15)«кабортина пустая»пустая коробка
16)«пакетик»конверт
17)«гоздик малюська»маленький гвоздик
18)«это дядя, дядюра»,карточка отца в возрасте 13 лет
19)«аляпан»рогулька
20)«парима апина»колесико от его пирамиды
21)«гуля питирял»«голубь потерял» — перышко птичье
22)«киндаль бошой»календарь большой
23)«скарупочка»скорлупочка
24)«тяпитька»тряпочка
25)«вилитька»вилочка
26)«кинолитька»клееночка
27)«нозитик»ножичек
28)«досетька»дощечка
29)«сида готов»коробочка с пионером на крышке, делающим жест приветствия: «всегда, готов!»
30)«пузиретик»пузыречек
31)«лекасто»пузырек с лекарством
32)«парашок»зубной порошок
33)«обе»две одинаковые коробки
34)«боситька»брошка
35)«буси»бусы
36)«киститька»кисточка
37)«басия бусы»длинные бусы («супились», т. е. спускаются длинно, когда берешь в руки).

Через месяц (2 г. 3 м.) при аналогичном разбирании Руди задает вопросы чуть ли не про каждую вещь. «Как они ходят?» — спрашивает он про кусочки коралла. «А как надеть?» — про брошь. «Сто сделать щеточкой?» — про щетку. «Отчего пахнет?» (слыша запах лекарства в пузырьке). «Как мазять?», «куда мазать?»—спрашивает про краски.

В возрасте 2 г. 3 м. 4 д. при аналогичном разбирании вещей дитя сопровождает рассматривание каждой вещи более обстоятельными дополнительными высказываниями. Например Руди, вынимая палочку, спрашивает: «Сколько палотька стоит?»[256] . Вынимает вилочку, говорит: «Эта вилитька малюська покусить» (маленькая вилочка покушать); берет картонную рогулечку, говорит: «Эта харосия. Мама, отнеси домой». Вынимая одну за другой вещи, он воспроизводит порой подобие порядкового счета, говоря: «раз, дугой, третий, титертий» (раз, другой, третий, четвертый). «Валесики бяки, бяки, кичу, бяки», — нашел комочек волос и говорит про них: волосики нехорошие, кричу нехорошие; нашел головной ободок, говорит: «Мама, одеть, пазялиста надень» (мама, надеть, пожалуйста надень) и т. п.

Руди (в возрасте 1 г. 10 м. 13 д.) по картинкам называет имена некоторых домашних животных. Собак он называет: «ам», кошку — «кьсь», козла — «бу-бу-бу», лошадь — «тпру», корову — «му-у», барана, осла, верблюда— «тпру» (обозначает так же, как и лошадь). Клубок он называет «блям» (так же как и яблоко).

В возрасте 1 г. 11 м. 12 д. Руди обозначает правильно ряд картинок во вновь показанной книжечке («Моя книга», рисунки Комарова, изд. Мириманова, 1927).

КартинкаРуди называет
лошадь«ам» (ребенок спутал лошадь с собакой)
ребенок«катюра» (генерализованное обозначение детей)
собака«амура» (производное ласкательное от «ам» — собака, собачка)
жеребенок« гебель»
кость«кукуля»
птица«гагура» (обозначение птиц «гага», произведенное от слова гусь)
кошка«кьсь»
мышка«мика»
коза«ту-тук» (по стуку бодающих рогов)
козленок«му» (по реву)
девочка«катюра»[a]
собака«ам»
курица«аряба» (от курочка ряба)
цыплятки«ти-ти-ти» (от призыва: цып, цып)
утка«гага» (обозначается, как гусь и птицы вообще)
утята«ти-ти»[b]
заяц«ляй»[c]
еж«муха», потом делает колющее движение рукой
свинья«му» (спутал с коровой)
кролик«ляй»
морковь«муроп»
девушка«тетя»
гуси«гагуры»

[a] Так же называет ребенка.

[b] Так же называет цыплят.

[c] Так же называет кролика, белку.

Через 7 месяцев мы застаем, как Руди (2 г. 6 м. 13 д.) узнает по картинкам и называет 45 разных диких животных: 1) «терный медведь», 2) «лёсь», 3) «лиситька», 4) «вольк», 5) «зальтик», 6) «кунитя», 7) «ёзик», 8) «белька», 9)] «тапля», 10) «журафль», 11) «шовотька», 12) «тетерев», 13) «зирафа», 14) «белий медведь», 15) «африканский сонь», 16) «андейский сонь», 17) «бегемот», 18) «насарох», 19) «гариля», 20) «лёсь», 21) «зубр», 22) «бугль», 23) «верблют», 24) «морш», 25) «тигр», 26) «башая кошка», 27) «райская птитька», 28) «летутяя птитька», 29) «зебра», 30) «обизянка», 31) «кеньгуру», 32) «пупугай-ара», 33) «муравет», 34) «леф», 35) «фажан», 36) «ляг», 37) «бижон», 38) «лиситька-сестритька», 39) «морские львы», 40) «тур» 41) «кондор», 42) «филин», 43) «антилёпа», 44) «северный алень», 45) «белий куропатки»[257] .

Руди (1 г. 10 м. 13 д.) дает качественную квалификацию картинкам, например при рассматривании книги «Домашние животные» (изд. Мириманова, рисунки Комарова) он называет картинки осла, собаки, кошки, лошади, коровы, свиньи, гуся, петуха «нца», козла, курицы, утки — «бяка» (первые нравятся ему, вторые, помещенные вперемешку с предыдущими, почему-то не нравятся).

В возрасте 1 г. 11 м. 4 д. Руди, занимаясь разборкой вещей в шкафу, берет в руки каждую вещь, сам называет ее и отбрасывает, причем нередко определяет принадлежность вещи тому или другому лицу. Например «пукоп Апина» — поясок Апика (т. е. его), «тарека бабина» (тарелка бабушки) и т. п.

У дитяти прекрасно развита и зрительная память. Руди (1 г. 8 м. 27 д.) из 10 детских книг сам находит книгу, в которой изображен петух, на мое предложение: «найти петушка».

Интересно, что выбирая свои детские книжечки, Руди порой озаглавливает их по различным характерным признакам, вскрывающим, какой сюжет в их содержании или какая картинка или какие звуковые обозначения зацепили его внимание, его интерес.

Например книгу «Чичи-чики-чикалочка — один едет на палочке» дитя называет «Парочка» (палка по его терминологии); книгу «Пожар кошкиного дома» Руди называет «Донь-донь» (по началу книги «Дон-дон-дон-дон, загорелся кошкин дом»). Книгу «Кто скорее» Руди называет «Абиль» (автомобиль), так как видимо первый рисунок и стишки про автомобиль наиболее привлекли его внимание.

Фразы из двух слов стали теперь для дитяти обычными: «папа, палёп» (папа, вот платок!), «няня, стирать», «баба, попить», «мама, пать», «рапатка копать» (лопаткой копать), «мама, надеть», «мама, бегать», «мама, за руку» (итти с ним за руку) и т. д.

В возрасте 1 г. 11 м. 1 д. я впервые слышу у Руди употребление творительного падежа; на вопрос, с кем пойдешь гулять, или с кем гуляешь, он отвечает: «мамий», «папий», «няний»[258] .

В возрасте 1 г. 11 м. 12 д. Руди уже употребляет фразы из 4 слов, рассказывая о событии, происшедшем с ним на улице: «табиль няня буг тег» (т. е. автомобиль, няня бух в снег[259] ).

В возрасте 1 г. 11 м. 15 д. мальчик, занимаясь разборкой ящика с игрушками, за один прием при последовательном выборе игрушек по своей инициативе назвал 34 разных игрушки.

Теперь каждая его игра сопровождается непрестанной болтовней. Например при его игре в кегли мне удалось подслушать и записать следующий разговор. Руди, беря светлую кеглю, говорит: «бель» (белая), берет вторую кеглю, говорит: «дугая» (другая), берет третью говорит: «три»; ставит кеглю, говорит: «той» (стой); кегля падает, он говорит: «тари» (старая). Ставит 4 кегли подряд, сбивая их шариком, говорит: «тук»; одна кегля падает, он смеется, потом опять ставит упавшую, говорит: «той белий» (стой, белая), опять катит шар, говоря: «ррр»; опять сбивает одну кеглю, смеется, говорит: «один»; переносит кегли в другое место, пытается ставить там, — когда и там не стоят хорошо, говорит: «эх, той» (эх, стой), «эх, ди» (эх, два) — две падают.

В возрасте 2 г. 0 м. 27 д. Руди употребляет фразу из 5 слов: «ать помаль муху, покажу маме» (вот поймал муху, покажу маме); в это время фразы из 2—3 слов обычное явление, реже фразы в 4 слова, очень редки в 5.

В возрасте Руди 2 г. 1 м. 25 д. я слышу от него первое употребление придаточных предложений, — он говорит мне: «дом, в котором были кисюры».

В возрасте 2 г. 3 м. 25 д. Руди впервые употребляет личное местоимение при следующих обстоятельствах. После купания мальчик спрятался в простыню, я, ощупывая его через простыню, спросила, кто это, — вместо обычного произнесения своего имени на этот раз Руди ответил: «ля» (я)[260] .

На прогулке с Руди (2 г. 2 м. 29 д.) он живейшим образом реагирует на все окружающее, встречающееся на пути, и говорит-говорит беспрерывно, взяв целиком на себя инициативу разговора. «Тисяя дорожка» (чистая дорожка); «такую коляску купить» (видя проезжающую коляску); «церковь эта донь-донь-донь»1; «какили ляма гамадина» (какая громадная яма); «атабус»; «дядя, не догонишь»; «муравей» (видя муравья на дороге); «за воробышком» (хочет догнать воробья); «малятько пивиали» (телегу с бидонами видит); «миски зивут» (мышки живут, видя дырку в заборе); «отчего пахнет?» (ощущает запах светильного газа); «горку боюсь» (говорит, когда сходит с крутой горы); «мого вадитьки» (видит реку); «лошадь ест, симать» (лошадь ест из мешка с овсом — снимать мешок); «затем босили банку?» (банка валяется на дороге); «репей не буду босить» (репей не хочет взять и бросить, как делал раньше, так как, взяв, укололся); «тивак» (железная полоса на дороге); «дядя, лягуша лежит» (листик в воде); «лебик нехороший» (видит у одного из спутников крупные капли пота на лбу); «исе едет обе, другая за ним» (видит: две лодки плывут по воде одна за другой), «бумаська хотела купаться» (видит бумага лежит в реке); «откуда лявилось?» (откуда явилось бревно на берегу); «де тистия дорожка?» (хочет итти по дороге, а не по пустырю); «де чаитьки дедяй памать» (две чайки над рекой, дай поймать); «павароз» (паровоз); «сиссись паварос» (слышишь паровозный гудок); «мама, утютька, детки» (видит утку с утятами); «де папа?» (где папа?).

Дитя теперь совершенно правильно отвечает на вопросы и само непрочь вести длинные диалоги, обнаруживая логичность ответов.

Руди говорит (2 г. 3 м. 22 д.): «помажу беседку». — «Ты лучше носик себе помажь», — говорит няня. — «Незя» (нельзя). — «Почему?»«Будет газий» (грязный). «Принесу стульчик, буду разговаривать с мамой» (2 г. 3 м. 23 д.). «Мамура, как живешь? А как бегаешь? А как сидишь?»

Я показываю новый месяц — говорю: «молодой месяц». Он (2 г. 3 м. 28 д.): «А где старый месяц? Куда ушел старый месяц?»

«У папы горлышко болит — надо иодиком», — говорит Руди, видя у отца завязанное горло, вспомнив предшествующие манипуляции мазания горла иодом. «Я его мазал», — говорит отец. «Смешно, когда ротик мазешь?» — спрашивает Руди. — «Нет», — отвечает отец. — «А ротик[261] тоже завязали?» — Отец: — «Да»«Папа еще умеет говорить? »

В возрасте 2 г. 8 м. 25 д., расставляя игрушечных зверей, Руди говорит непрерывно, не смущаясь многократным повторением сказуемых:

Вышел тигр на охоту, а вибюд тоже пибижал на охоту
а слон тоже пибижал на охоту
а кисюра тоже пибижала на охоту
а мишук белый тоже пибижал на охоту
а лев тоже пибижал на охоту
а тюля тоже пибижала на охоту
а обизянка тоже пибижала на охоту
а лошадка тоже пибижала на охоту
а лисичка тоже пибижала на охоту
а мишук тоже пибижал на охоту
а коровушка-буренушка тоже пибижала на охоту
а гусь тоже пибижал на охоту
а оленек тоже пибижал на охоту

«А тего это? — задумывается, взяв в руки бивень от игрушечного слоника, и сам себе отвечает: — от бошого сона» (от большего слона).

а мишук терный тоже пибижал на охоту
а козленок тоже пибижал на охоту

а совочка сидит и жмурится, смотрит, как пибижали на охоту. А зайчик тоже, а бобик и бобка (собаки) тоже (в это время роняет козленка и говорит: «прости, козленотек»; переставляет иначе зверей, говорит: «и так и так») «и гусь пибижал на охоту с мамой» (двух гусят ставит рядом). «Это отпилили», — говорит про одного из гусей, которому отпилили ножку, чтобы стоял; берет белку, говорит: «любу белку», «пусть тоже пибижит на охоту» (прижимает к себе белку так крепко, что кряхтит от усилия). «Слон (берет слона) на охотку и пибижал опять».

Руди в возрасте 3 г. 0 м. 6 д. сам пересказывает мне своими словами рассказ дяди о том, как он был на войне и как его укусила лошадь. «Когда наш дядя был солдатом, у него хорошая лошадка была, только она его кусала, и ничего он ее не стегал, и ни кнутом не стегал, и ни веревкой не стегал, и ни ремнем не стегал, она была наверно глупенькая, и ушко укусила дяде, она была наверно совсем глупяшка».

Бурный темп развития языка и обогащение дитяти словами не удивят, если принять во внимание его неимоверной силы внутренний стимул, толкающий к приобретению все новых и новых слов, его жадное ненасытное стремление к опознаванию предметов окружающего мира — их названия, выявления их свойств, их назначения, их многообразнейших взаимоотношений со средой.



[255] Измененное от «кудах-кудах»—крик курицы.

[256] Однажды Руди в возрасте 2 г. 3 м. 25 д. до 45 раз подряд спрашивал про разные выбираемые вещи: «Что стоит?» (Табл. B.120, рис. 4).

[257] 1) Бурый (черный) медведь, 2) лось, 3) лисичка, 4) волк, 5) зайчик, 6) куница, 7) ежик, 8) белка, 9) цапля, 10) журавль, 11) сова, 12) тетерев, 13) жирафа, 14) белый медведь, 15) африканский слон, 16) индийский слон, 17) бегемот, 18) носорог, 19) горилла, 20) лось, 21) зубр, 22) буйвол, 23) верблюд, 24) морж, 25) тигр, 26) дикая кошка, 27) райская птица, 28) летучая мышь, 29) зебра, 30) обезьянка, 31) кенгуру, 32) попугай ара, 33) муравьед, 34) лев, 35) фазан, 36) як, 37) бизон, 38) лисичка, 39) морские львы, 40) тур, 41) кондор, 42) филин, 43) антилопа, 44) северный олень, 45) белая куропатка.

[258] С мамой, с папой, с няней.

[259] Событие: внезапно на тротуар, где шли няня с мальчиком, наехал автомобиль, няня второпях метнулась с ребенком прямо в сугроб и упала.

[260] Добавление «л» перед словом, начинающимся с гласной, было у него обычно, например он говорил: «Лёни» — вместо Иони, «лявилась» — вместо явилась и т. п.

[261] Подразумевается горло.