Итоги опытов

Рекапитулируя в более сокращенном виде последовательный ход работы в двадцати проведенных занятиях, мы можем выделить следующие главные ее этапы.

Сеанс 1—2.  Приучение шимпанзе к внешним условиям лабораторной обстановки. Быстрая успешность установления внешней, технической связи между требованием экспериментатора и выполнением животного; хаотичность, беспринципность выбора по существу.

Сеанс 3. Нащупывание животным отправных точек для избрания; попытки учета места, величины, иногда количества и, наконец, цвета избираемых объектов; склонение выбора по положительной оценке: ориентировка по одобренному, «санкционированному», определенному (белому) цвету.

Правильное выделение белого цвета объектов при «повторном» выборе, при «однородном» вопросе даже при вариации внешних условий расположения и соотношения цветных объектов в группе.

Сеанс 4.  Конкурирование тенденций к ориентировке по месту и по цвету, преобладание последней тенденции. Колебание правильности выделения белого цвета соответственно значительности вариации и усложнению условий избрания.

Сеанс 5. Образование условного рефлекса на белый цвет: прочность ассоциации между зрительным восприятием белого цвета объектов и двигательной реакцией; игнорирование звукового принципа выбора: совершенная непричастность к установившейся ассоциации звуковых восприятий и после 100 опытов, и после сопоставления двух различных словесных обозначений (названий черного и белого цвета), и вопреки точности различения и выделения обоих предъявляемых цветов друг от друга при условии «однородного», многократного «повторного» выбора.

Сеанс 6. Руководящая, преобладающая роль положительной санкции в ориентировке шимпанзе по цвету перед отрицательной оценкой (правильность выбора при «повторном» вопросе, после одобрения, ошибочность выбора вслед за отверганием) — беспорядочность, беспринципность выбора при выключении направляющего фактора положительного свойства (при отмене «повторных», «однородных» вопросов) и беспрестанной смене требования представленных цветов (при чередовании вопросов). Постепенное возрастание значения отрицательной оценки — со временем и по мере упражнения уменьшение повторяемости ошибок.

Сеанс 7.  Бо̀льшая устойчивость ассоциации на белый цвет, чем на черный; ceteris paribus бо̀льшая точность избрания первого цвета перед вторым. Совершенное игнорирование ориентировки по звуковым восприятиям, беспринципность выделения цветов при чередовании, смене вопросов. Неустойчивость выделения по признаку цвета в контрольных опытах, учет при ориентировке признака места или признака величины.

Сеанс 8. Утрата образовавшихся условных рефлексов — зрительных и двигательных ассоциаций — на выделение цветов за 2-хмесячный перерыв в занятиях; быстрое восстановление утраченного до прежнего уровня. Уступание правильности выделения черного цвета объектов по сравнению с таковыми белого. Желаемый, надлежащий звуковой принцип выбора не усвоен и по истечении 255 опытов. Колебание ориентировки по цвету лишь при условии введения различия по величине и неизменности, постоянстве места избираемых объектов.

Сеанс 9.  Прежнее улучшенное выделение белого цвета объектов по сравнению с таковыми черного. Остающееся совмещение ориентировки по цвету с ориентировкой по величине; предпочитание в выборе шимпанзе уменьшенных величин объектов перед увеличенными.

Сеанс 10—11.  Улучшение отличения последнего наичаще испрашиваемого цвета (именно черного), соответственное ухудшение избрания объектов цвета противоположного испрашиваемому. Полное отсутствие включения звукового принципа выбора: правильность ответов на повторные вопросы, хаотичность ответов на сменные вопросы.

Сеанс 12. Беспринципность, хаотичность выбора при сменных, чередующихся требованиях, явное ухудшение результатов выбора по сравнению с таковыми при условиях «повторных», «однородных»вопросов.

Совершенное игнорирование животным в его выборах звуковых восприятий вопреки демонстративному обращению внимания на них.

Сеанс 13. Полная непричастность к ориентировке животного звуковых восприятий и после участия их в 400-ах проведенных опытах — отсюда беспорядочность выбора при сменных требованиях. При повторном избрании обнаруживается прежнее улучшенное выделение белого цвета объектов по сравнению с таковыми черного.

Сеанс 14. Улучшение избрания черного цвета объектов при смене типа цветных объектов и по мере упражнения.

Остающаяся беспринципность выбора при сменных вопросах в силу отсутствия надлежащей ориентировки.

Сеанс 15—16.  Отсутствие включения звукового принципа выбора и после 450 опытов, вопреки утвердившейся ориентировки выбора по признаку цвета.

Сеанс 17—20. Отсутствие включения надлежащего звукового принципа выбора и после 500 опытов. Установление слуховой, зрительной и двигательной ассоциации(комплекса восприятий)не происходит. Ориентировка животного определяется исключительно одними зрительными восприятиями.

Как то явствует из беглого сокращенного обзора двадцати проведенных сеансов, ориентировка выбора животного происходит по зрительным восприятиям и, главным образом, по признаку цвета. Самое различение ахроматических цветов осуществляется животным безукоризненно, что обнаруживается явственно уже в самых начальных сеансах; заслуживает быть отмеченным лучшее выделение объектов белого цвета, ранее и наичаще испрашиваемого, по сравнению с таковыми черного, и улучшение выделения цвета черного в зависимости от упражнения на выделение его. Изменение характера выбора определяется в первую очередь направляющим избрание фактором в виде положительной и отрицательной оценки, при чем первая (положительная) играет более значительную роль, чем вторая (отрицательная); соответственно этому правильность выбора сильно зависит от постоянства или смены требования в отношении испрашиваемых цветов. «Повторный», «однородный» вопрос дает за правило верный ответ; новый вопрос влечет ошибочное или только случайно верное избрание. В меньшей степени характер выбора зависит от изменения внешних условий избрания: расположения цветных объектов в группе, общего количества предъявленных к избранию объектов, численного соотношения объектов обоих представленных в группе цветов.

Только изменение величины и неизменность места искомой (в контрольных опытах) нарушают (при повторном выборе) ориентировку по цвету, склоняя ее в сторону выбора и по «меньшей» величине, и по «тому же» месту.

В число этих, столь предопределяющих избрание, факторов не включается только звуковое восприятие (слуховое впечатление от называния цвета), несмотря на его неизменное привнесение в число всех 500 опытов.

Таким образом с очевидностью обнаруживается, что достижение цели различения цветов, посредством применения приема выбора соответствующего цвета объекта на звуковое восприятие оказывается не осуществленным.

Не менее очевидна невозможность вынесения окончательного заключения об этой осуществимости.

Слишком явственны причины безуспешности практического проведения этого приема, невольные и вынужденные промахи и недочеты, допущенные со стороны экспериментатора, тормозящие препятствия и помехи, привнесенные самим животным. Из них следует упомянуть хотя бы главные: совпадение проведения метода с первым приучением животного к лабораторной обстановке, к экспериментальным условиям; в силу предыдущего — кратковременность каждого сеанса и малочисленность опытов в каждом из них; слишком малое количество общего числа сеансов (20), из которых три, четыре целиком, а другие отчасти являются неплодотворными из-за ненормального эмоционального состояния животного; растянутость сеансов на длительный срок во времени из-за вынужденного допущения перерывоводин и два месяца); недостаточная систематичность и выдержка со стороны экспериментатора в предъявлении своих требований в силу первоначальных чрезмерно бурных реакций со стороны сенситивного животного на длительно отрицательные оценки; нежелание экспериментатора использования каких-либо более осязательных карающих стимулов; недостаточно подробное, суммарное протоколирование; малая вариация приемов, малая изощренность и выразительность их при обращении внимания животного на звук; запоздание с оттенением звукового принципа выбора перед цветовым; допущение выбора по признаку цвета независимо от звуковых восприятий; злоупотребление повторным выбором, оправдываемое только надеждой экспериментатора на закрепление у животного по мере упражнения названия за соответствующим цветом при многократно правильном его изъятии, — оправдываемое желанием проверки способности животного к самому различению ахроматических цветов.

Как уже было упомянуто, приведение этих занятий в целом неразрозненном виде оправдывается не столько значимостью их по общим выводам, сколько по отдельным частным результатам: среди последних психологически важное — обнаружение способности шимпанзе к распознаванию двух ахроматических цветов; методологически ценное — проверка образования условных рефлексов на цветовые стимулы, учет роли и значения различных внешних и внутренних факторов, благоприятствующих и препятствующих установлению условных рефлексов на два различные ахроматические стимула; биологически новое — преобладающее значение для шимпанзе зрительных восприятий перед слуховыми.

───────