Общие выводы на основании этого анализа

В соответствии с полученными фактическими данными, в итоге анализа различения обезьяной хроматических цветов обнаруживается, что все бывшие на исследовании 38 цветов, рассматриваемые с точки зрения точности их различения животным, могут быть расположены в несколько групп по степени правильности и совершенства их различения. (См. Табл. A.3).

В первую группу из 29 цветов основной группы [130] относятся цвета, которые абсолютно не смешиваются ни с каким другим цветом из общего количества всех (от 22 до 29) сопоставляемых с ними цветов.

Эти цвета суть следующие 10: светло-розовый (VI), соломенно-желтый (XIII), светло-голубой (XVIII), светло-лиловый (XXI), светло-коричневый (VIII), золотисто-желтый (XI), васильково-синий (XIX), сине-фиолетовый (XX), желто-зеленый (XXVIII), голубовато-синий (XXXI).

Как то обнаруживается уже при беглом рассмотрении этой группы, она весьма пестра по своему составу и включает самые различные как по качеству цветового тона, как по светлоте, так и по насыщенности цвета.

Таблица 3.6. Оперирование шимпанзе с хроматическими цветами по методу выбора на образец.

Рис. 1. Сопоставление 7 спектральных цветов (выбор объекта синего цвета).
Рис. 2. Сопоставление 7 спектральных цветов (выбор объекта красного цвета).


Качественный состав группы: два желтых цв. тона, один коричневый, один зеленый, два голубых, два синих, один розовый. Светлотный состав группы: два цвета из 13-й рубрики ахроматической шкалы (см. Табл. A.4) [131] (№№ VI и ХIII), один из 12-й рубрики (XVIII), один из 11-й рубрики (XI), два из 10-й (XXI и XXVIII), один из 9-й (XXXI), один из 7-й (VIII), один из 4-й (XIX), один из 2-й (XX).

Качественный состав группы обнаруживает, что большинство цветов этой группы являются минимально насыщенными тонами основного спектрального цвета (как XIII, VI, XVIII, XXI, XXXI и отчасти XXVIII) [132].

Светлотный состав обнаруживает, что большинство цветов этой группы принадлежит к более светлым тонам ахроматической шкалы из 13-12-11-10-9-й светлотной рубрики.

Вопреки этим двум фактам все цвета этой 1 группы различаются безукоризненно как от качественно к ним ближайших цветовых тонов (как №№ V, XII, XVII) (см. Табл. A.3), так и от находящихся с ними в одной и той же светлотной рубрике тонов (№№ XVII, XXVI, V, — из 10-й рубрики, и VII— из 9-й) (см. Табл. A.4).

Повидимому, объединение в одной этой 1 группе столь различных по характеру цветов обусловливается не столько внутренними, сколько внешними причинами: почти все вышеперечисленные цвета [133] (за исключением № ХШ) предложены в довольно поздних сеансах (16, 17, и даже 20, как, напр., №№ XXVIII и XXXI) [134] , когда шимпанзе уже значительно преуспел в распознавании довольно тонких цветовых градаций.

Все же следует отметить эту безукоризненность различения цветов, объединенных в этой 1 группе, различения, осуществляемого в отношении всех их при первом же непосредственном ознакомлении с цветом и зачастую при сопоставлении его в непосредственно осложненной по многообразию цветов группе (до 22 цветов). (См. «Результирующая таблица сопоставлений каждого цветового тона с другими цветами и его различения от них»).

Во вторую группу относятся цвета, которые абсолютно не смешиваются между собой при их взаимном противопоставлении, не смешиваются с цветами 1-й группы, но которые смешиваются с другими, качественно к ним близкими цветами из последующих групп.

Эти цвета суть следующие 7: красный (III), лимонно-желтый (XII), травяно- зеленый (XIVa), голубой (XVII), темно-пурпурный (XXIV), розово-лиловый (XXVI), фиолетовый (XXII).

Как то совершенно очевидно из самых обозначений цветов, все вышеперечисленные цвета почти совпадают с основными цветами спектра (за исключ. XXVI и XXIV); для полного совпадения здесь недостает лишь оранжевого цвета (VII) и включен должен быть васильково-синий (XIX), вошедший уже в предыдущую рубрику, как отличаемый еще более совершенно.

Следует отметить, что все вышеперечисленные цвета качественно между собой резко несходны, максимально насыщены, и по светлоте принадлежат к средним ступеням ахроматической шкалы.

Из общего количества 8 цветов три цвета (№№ III, XIVa и XXIV) принадлежат к одной и той же светловой рубрике (5 группе l=8,9%), два — к ближайшей к ним светловой рубрике 4 и 3 (№ XIX к 4-й = m =7,1% и XXII к 3-й = n = 5,6%); они разнятся по светлоте от находящихся с ними в этой 2 группе цветов (но из 5 светловой рубрики) на 1,8% и на 3,5% — и тем не менее с последними абсолютно не смешиваются.

Следует подчеркнуть, что различение всех вышеотмеченных цветов вопреки предъявлению большей половины их в ранних и даже самых начальных сеансах (2-ом, 3-ем), осуществляется безукоризненно при первом же непосредственном ознакомлении с цветом. Эта точность их взаимного разграничения не нарушается и в последующем, при одновременном сопоставлении всех этих цветов в более обширных группах в 23 цвета. (См. стр. 192; См. 20 сеанс).

Третью группу составляют цвета, смешиваемые с цветами 2-й группы при первоначальном их противопоставлении, но безукоризненно различаемые от них в последующем, после немногих упражнений на их выделение и разграничение друг от друга.

Эти цвета суть следующие 5: темно-бордо (I), розовый (V), бут.-зеленый (XIV), лилово-красный (XXIII), оранжевый (VII).

Как то совершенно очевидно, все вышеназванные цвета являются качественно близкими к соответствующим им спектральным цветам 2-й группы — красному, желтому, травяно-зеленому, темно-пурпурному (№ XII, III, XIVa, XXIV), но, вероятно, в виду сравнительно небольшого качественного их сходства различение этих ближайших качественно сходных смешиваемых наступает довольно скоро. Так, уже после двух сеансов осуществляется безукоризненное различение розового от красного (№ V от № III) и оранжевого от желтого, — см. сеанс 3, 4; еще скорее ликвидируется смешение красного от бордо (№ III от № I), — см. 12, 11 сеанс; уже в течение одного сеанса наступает различение вначале смешиваемых двух зеленых цветовых тонов (№ XIV и № XIVa), — см. сеанс 16, и двух пурпурно-фиолетовых (№ XXIII и XXIV), см. сеанс 17.

Эта точность разграничения не нарушается в последующем и при значительном увеличении количества противопоставляемых цветов: до 1.2 в отношении двух последних и до 24 в отношении первых (№ I, III, V, XIV и XIVa), — см. сеанс 20.

Следует попутно отметить, что все смешиваемые меж собой качественно ближайшие цветовые тона относятся по светлоте к различным ступеням ахроматической шкалы.

Из 1 группы смешиваемых №№ I-III-V — № I—к 1-й р., № III — к 5-й р., № V — к 10-й р.
Из 2 группы смешиваемых №№ XIV и XIVa — № XIV—к 2-й р., № XIVa—к 5-й р.
Из 3 группы смешиваемых №№ XXIII и XXIV — № XXIII — к 7-й р. № XXIV — к 5-й р.

В то же время на основании этой последней справки следует сказать, что цвета, принадлежащие по светлоте одной и той же рубрике 5-й [135] (как №№ III, XIVa, XXIV), абсолютно не смешиваются между собой.

Четвертую группу составляют цвета, длительно смешиваемые с качественно ближайшими к ним цветами 3-й и 2-й групп и различаемые от последних лишь в результате многократных упражнений на разграничение этих смешиваемых цветов, причем это разграничение и в конечном результате (за единичным исключением выделения №VII — оранж. цвета), далеко не столь совершенно, как цветов предыдущих групп; оно осуществляется при гораздо более ограниченных условиях сопоставления.

Цвета, вводящие в состав 4-й группы, суть следующие 5: оранжевый (VII), светло-красный (IV), коричнево-красный (Х), светло-пурпурный (XXV), и коричн.-желт. (IX.) Из них

№ VII смешивается с № III и IX. см. «Протоколы опытов», 7 и 3.
№ IV смешивается с № III и V.
№ X смешивается с № I.
№ XXV смешивается с №XXIV и XXVI.

Как то обнаруживается с очевидностью, все случаи смешения касаются цветов качественно ближайших.

Правда, обращает на себя внимание наличность в этой рубрике № VII оранжевого цветового тона, несомненно, качественно менее близкого к красному № III, чем розовый № V, тем не менее находящийся в предыдущей группе, как более хорошо различаемый, и чем светло-красный (№ IV), качественно значительно более близкий к красному, чем оранжевый, и тем не менее находящийся вместе с последним в одной и той же рубрике, — но это несоответствие есть лишь кажущееся: стоит напомнить, что противопоставление этих двух цветов № III и № VII началось еще во 2-ом сеансе, было первым случаем разграничения качественно ближайших цветовых тонов, почему и затянулось до 11 сеанса; начиная с этого времени, оба; цвета начинают разграничиваться безукоризненно. Кажущееся исключение лишь подтверждает правило: качественно более удаленный от красного (№III) оранжевый (№VII) различается от первого в конечном итоге гораздо более совершенно, чем качественно более близкий к красному (№ IV) светло-красный. Различение первых двух (красного и оранжевого) осуществляется совершенно и при вкраплении его в конечную, предельную группу из 23 цветов, в то время как правильное выделение последней пары (красного и светло-красного) осуществляется в пределах осложнения группы не более, чем 12-ю родственными цветами: — из группы красно-фиолет.-пурпурных. Естественно смешение оранж. (VII), с кор.-желт. (IX), в последних сеансах при условии сопоставления этих цветов в обширных группах (см. протоколы опытов: 7 и 3). Подобно предъидущему случаю, вопреки многократным упражнениям не достигается в конечном итоге совершенное выделение коричнево-красного (X) от т. бордо (I); они разграничиваются абсолютно точно лишь в узких группах противопоставления 3-х цветов; в более обширных группах оба цвета зачастую смешиваются. Рассмотрение последней группы смешиваемых №№ XXV, XXIV и XXVI вызывает на аргументацию, аналогичную предыдущей. Строго качественно промежуточный светло-пурпурный (XXV) естественно сильно смешивается с качественно ближайшим к нему темно-пурпурным (XXIV) и розово-лиловым (XXVI) и после многократных упражнений; он разграничивается от последних совершенно точно лишь в узких группах сопоставлений 12 родственных фиолетово-пурпурных цв. тонов. (См. стр. 192, стр. 205).

Следует также отметить, что все вышеотмеченные случаи смешения касаются цветов, принадлежащих к совершенно различным ступеням ахроматической шкалы.

Из 1 группы смешиваемых:

№№ III VII IX
№ III — к 5 светл. рубр.
№ VII — к 9 светл. рубр.
№ IX — к 8 светл. рубр.

Из 2 группы смешиваемых:

№№ III IV V
№ IV — к 8 светл. рубр.
№ III — к 5 светл. рубр.
№ V к 10 светл. рубр.

Из 3 группы смешиваемых:

№№ X и I
№ I — к 1 светловой рубрике
№ Х — к 5 светловой рубрике

Из 4 группы смешиваемых:

№№ XXV XXIV XXVI
№ XXV — к 8 светловой рубрике
№ XXIV — к 5 светловой рубрике
№ XXVI — к 10 светловой рубрике

Кроме того последний анализ обнаруживает, что вопреки принадлежности некоторых из вышеперечисленных цветов к одной и той же светловой рубрике — смешения между ними не происходит.

Так, взаимно не смешиваются:

принадлежащие к 5-й рубрике №№ III, X, XXIV,
принадлежащие к 8-й рубрике №№ IV, XXV,
принадлежащие к 10-й рубрике №№ V, XXVI.

Как и во всех предыдущих случаях, качественная близость цветов предрешает смешение, светловая близость не играет никакой роли.

Пятую группу составляют цвета, которые разграничиваются друг от друга и от смешиваемых с ними качественно ближайших цветов предыдущих групп также в результате длительных упражнений, но совершенство различения которых осуществляется при еще более ограниченных условиях выбора, суженных до противопоставления только одних этих смешиваемых цветов.

Цвета, входящие в состав 5-й группы, суть следующие: св.-бордо (II), зелено- голубой (XVI), темно-фиолетово-пурпурный (XXVII) из основной группы и оранжево-желтый (VIIa), темно-зеленый (XVa), светло-зеленый (XVb), темно- синий (XIXb) и светло-синий (ХIХа) — из добавочной группы.

Прежнее направление смешения, определяемое качественной близостью цветов, при анализе смешения цветов этой последней, 5-й группы, выступает особенно отчетливо.

Так,

св. бордо (II) смешивается с темно-бордо (I), темно-фиолетово-пурпурный (XXVII) с фиолетовым (XXII) и II св.-бордо,
зелено-голубой (XVI) с голубым (XVII) и трав.-зелен. (XIVa),
оранжево-желтый (VIIa) с оранжевым (VII),
темно-зеленый (XVa) с светло-зеленым (XVb),
темно-синий (XIXb) с светло-синим (ХIХа).

Как уже было упомянуто, это смешение является настолько значительным, что не выправляется окончательно в результате многократных повторений, вероятно в виду большой качественной близости, а иногда полной однотонности противопоставляемых цветов, различие которых сводится лишь к разнице по светлоте (как у двух синих, у двух зеленых и двух красных. Вот почему точность разграничения каждой пары смешиваемых наступает лишь при узких пределах сопоставления одних этих смешиваемых цветов, когда шимпанзе имеет большую возможность учета тонкого различия цветного тона, в случае различия тонов, и учета признака светлоты, в случае одинаковости тона. В этих же последних случаях осложнение группы хотя бы одним, но качественно иным цв. тоном заставляет животное менять этот отправной признак (светлоту) на другой (цв. тон) и в силу этого естественно побуждает объединять два различные только по светлоте тона — в один.

Более чем вероятно, что при столь же количественно узко ограниченных условиях сопоставления должны были бы взаимно разграничиваться и другие смешиваемые тона этой группы (как XVI — от XVII и от XIVa и XXVII от XXII); это предположение тем более вероятно, что эти последние трудно различимые цвета качественно являются более различными, чем вышеприведенные однотонные. К сожалению, конкретная постановка подобных условий выбора не имела места; что же касается противопоставления этих последних цветов в более обширных группах, то результаты выбора их и в конечном итоге оказались отрицательными.

Анализ характера различения цветов добавочной группы, взятой в целом, выявляет то же направление смешения.

Из дополнительной группы 12 цветов (см. сеанс 20): III, Va, VII, VIIa, Ха, XII, XV, XVa, XVb, XIXa, XIXb, ХХIIа (красный, розовый, оранжевый, оранжево- желтый, желтый, св.-зеленый, темно-зеленый, светло-синий, темно-синий, фиолетовый, коричневый) на основании предыдущего анализа можно было бы а priori указать цвета, в конечном итоге не смешиваемые при одновременном их сопоставлении III, Va, VII, Ха, XII, XV (или XVb, или XVa), XIXa (или XIXb) ХХIIа: цвета взаимно смешиваемые были бы: VII и VIIa; XV, XVa и XVb; XIXa и XIXb.

Это априорное предположение находит себе почти полное подтверждение в имевшей место конкретной проверке. В 20-м сеансе при противопоставлении 12- и цветов (III-Va-VII-VIIa-XII-XVa-XVb-XIXa-XIXb-XXIIa-XXIX-XXX) как раз смешиваются три пары вышеотмеченных цветов (VII и VIIa; XIXa и XIXb; XVa и XVb) и абсолютно не смешиваются семь одновременно сопоставляемых цветов, взятых из этой же группы: III-VII-XII-XVb-XIXb-XXIIa-XXIX-XXX, совпадающих почти всецело с а рrior'но указанными нами цветами, квалифицируемыми как правильно различаемыми. До полного совпадения здесь недостает лишь 3-х цветов Va, Ха и XV, не вошедших в эту группу в виду отсутствия конкретного сопоставления со всеми вышеперечисленными цветами и невозможностью постановки более точного диагноза касательно характера их различения.

В конечном итоге произведенного анализа обнаруживается, что из всего количества 30 хроматических цветов основной группы возможно выделить 22 цвета взаимно безукоризненно различаемых и потому могущих быть сопоставленными одновременно в одной комбинации без нарушения правильности их выбора. Эти цвета будут следующие: бордо (I), красный (III), розовый (V), светло-розовый (VI), оранжевый (VII), светло-коричневый (VIII), коричнево-желтый (IX), золотисто-желтый (XI), лимонно-желтый (XII), соломенно-желтый (XIII), бут.-зеленый (XIV), травяно-зел. (XIVa), голубой (XVII), св.-голубой (XVIII), васильково-синий (XIX), сине-фиолетовый (XX), св.- лиловый (XXI), фиолетовый (XXII), фиолетово-пурпурный (XXIV), розово- лиловый (XXVI), желто-зеленый (XXVIII), голуб.-синий (XXXI).

Фактически эти цвета и сопоставляются в 20 сеансе; результаты их различения совпадают с таковыми, ожидаемыми и на основании теоретического прогноза: все цвета из данной комбинации распознаются безукоризненно.

Следующие 13 цветов, из числа испытанных, остаются за пределами этой группы безукоризненно различаемых; св.-бордо (II), светло-красный (IV), оранж.-желтый (VIIa), коричнево-красный (Х), темно-зеленый (XVa), св.- зеленый (XVb),оливково-зеленый (XV), зелено-голубой (XVI), темно-синий (XIXb), св.-синий (ХIХа), лилово-красный (XXIII), светло-пурпурный (XXV), темно-фиолетово-пурпурный (XXVII).

Как то явствует из самых обозначений последней группы цветов, большинство их являются смешанными цветами, оттенками основных спектральных цветов, то более темными, то более светлыми их тонами.

О характере их смешения уже было детально указано при анализе распределения их в соответствующих группах, как и при анализе различения каждого цветового тона в отдельности.

Прилагаемая схема еще более наглядно иллюстрирует взаимоотношение всех испытанных цветов с точки зрения степени точности и совершенства их распознавания. (См. Табл. A.3).

Весь до сих пор произведенный анализ точности различения обезьяной разных хроматических цветов является одним сплошным аргументом за ориентировку шимпанзе в процессе отождествления цветовых компонентов по качеству цвета, а не по светлоте его; данные смешения цветов 5-й группы подтверждают это особенно безапелляционно.

В этом последнем случае смешения цвета качественно близкие принадлежат, как и ранее, к различным (хотя иногда и близким) светлотным рубрикам и отличаются лучше, чем цвета качественно заведомо одинаковые, но резко различные по светлоте и принадлежащие к значительно удаленным взаимно светлотным рубрикам.

Более того, эти одинаковые или весьма близкие по тону и резко разнящиеся друг от друга по светлоте цвета отличаются хуже всех других.

Справка с ахроматической шкалой и отнесение к соответствующей рубрике каждого смешиваемого цвета доказывают это ясно.

1 группа сопоставляемых смешиваемых цветов:

№№ II и I;
№ II-й принадлежит по светлоте к 2-й рубрике.
№ I-й принадлежит по светлоте к 1-й рубрике.

2 группа сопоставляемых смешиваемых цветов:

№№ XXVII, XXII и II
№ XXVII принадл. по светлоте к 2-й рубрике.
№ XXII принадл. по светлоте к 3-й рубрике.
№ II принадл. по светлоте к 2-й рубрике.

3 группа сопоставляемых смешиваемых цветов:

№№ XVI, XVII и XIVа,
№ XVI принадл. по светлоте к 9-й рубрике.
№ XVI принадл. по светлоте к 10-й рубрике.
№ XIVa принадл. по светлоте к 5-й рубрике.

4 группа сопоставляемых смешиваемых цветов:

№№ VII и VIIa;
№ VII принадл. по светлоте к 9-й рубрике.
№ VIIa принадл. по светлоте к 10-й рубрике.

5 группа сопоставляемых смешиваемых цветов:

№№ XVb и XVa;
№ XVa т.-з. принадл. по светлоте к 6-й рубрике.
№ XVb св.з. принадл. по светлоте к 9-й рубрике.

6 группа сопоставляемых смешиваемых цветов:

№№ХIХа и XIXb;
№ ХIХа т.-с. принадл. по светлоте к 3-й рубрике.
№ XIX с.-с. принадл. по светлоте к 6-й рубрике.

В виду того, что вопрос о различении цветов животными зачастую горячо дебатируется и склоняется к разрешению в том направлении, что в большинстве случаев, на основании контрольных опытов (в частности экспериментов с кошками) [136] пришлось притти к заключению о различении испытуемыми животными не столько цветового тона, качества цвета, сколько признака светлоты, приходится остановиться и нам несколько подробнее на анализе участия этого последнего фактора при различении цветов обезьяной.

Это является тем более необходимым, что наиболее безапелляционный критерий для разрешения этого вопроса — одновременное сопоставление различных по светлоте ахроматических эталонов с соответствующими им по светлоте цветными не было своевременно сделано — почему центр тяжести исследования приходится перенести на логический, аналитический путь противопоставления наличных фактических данных.

Кроме тех аргументов, которые уже были бегло приведены при одновременной соотносительной оценке значения признака качества цвета и признака светлоты при анализе степени точности разграничения обезьяной различных цветов, доводы против преобладающего значения светлоты, а не цветового тона при распознавании цветов обезьяной можно почерпнуть, принимая во внимание признак светлоты как таковой, проанализировав его значимость при самых различных условиях сопоставления, принимая во внимание неодинаковую точность различения обезьяной цветных компонентов.

С этою целью необходимо было определить светлоты всех бывших на испытании хроматических цветов, распределить их по соответствующим ступеням ахроматической шкалы.

Из всех известных методов определения светлот хроматических пигментных цветов наиболее удобным сказался метод Hering'a и Hillebrandt'a [137] — сравнение цветных хроматических эталонов (цветн. картонных пластинок) с фотометрически-промеренными эталонами светлоты ахроматической лестницы «Grauleiter». См. Табл. 4.1. [138].

Метод Hering'a, независимо от простоты и точности своей [139] , был и единственно доступным для приложения к определению сравнительно столь небольших по величине и не могущих быть увеличенными и замененными по условиям времени цветных пластинок (костяных и картонных), применявшихся в экспериментах.

Определение производилось при помощи наложения десятиступенчатой ахроматической шкалы « Grauleiter» Оствальда (см. Табл. 4.1.) на поверхность данной хроматического цвета пластинки и непосредственного приравнения по светлоте цветного эталона к соответствующему ахроматическому эталону шкалы. Принимались в расчет не только светловые соответствия с представленными на шкале градациями светлот (расположенными по степени примеси белого цвета в геометрической прогрессии), но и промежуточные их ступени, соответствующие пропущенным ступеням 20-ступенчатой ахроматической лестницы Оствальда, к сожалению, пока до Москвы не дошедшей.

Определение производилось десятью лицами, заведомо имеющими большой навык в оценке цветовых восприятий в силу своих профессиональных и научных интересов и специальности (среди них было три художника [140] , три психолога [141] , три натуралиста [142] , один физик [143].

В виду некоторого индивидуального расхождения у разных лиц в оценке светлоты различных цветных эталонов [144] , расхождения, надо сказать, в настоящем случае весьма незначительного (в громадном большинстве случаев в пределах только двух смежных ступеней шкалы, в темной части шкалы, в отношении некоторых цветовых эталонов), принималась в качестве конечного определения оценка, собравшая наибольшее число голосов участвующих экспертов. (Само собой разумеется, что каждый дававший показание совершенно не знал предшествующих показаний, произведенных до него другими лицами.) Только в случае резкого расхождения оценки кого-либо из экспертов с оценкой большинства присутствующих предлагалось повторное произведение определения. Таким образом, согласно произведенным определениям, все вышеперечисленные хроматические цвета, бывшие на испытании, были приравнены к следующим эталонам светлоты ахроматической шкалы, со следующим вычисленным Оствальдом процентным составом примеси белого цвета (см. Табл. A.4).

Приводя на справку данные этой таблицы, следует оговориться, что ее принятие может быть лишь весьма условно, что эти определения имеют, конечно, не абсолютное, а относительное значение, являются, быть может, не точными выразителями светлоты данного хроматического цветового тона, но определением его соотносительной светлоты сравнительно с другими цветовыми тонами, применявшимися в экспериментах.

Весьма возможно, что подобно, тому, как варьирует индивидуальное определение светлоты у людей, в еще бо̀льшей степени, оно варьирует в группе у животных, и, тем более, быть может, оно не совпадает у человека и животного, хотя бы при сравнении показаний самого близкого к человеку животного, каковым является шимпанзе; все же трудно думать, чтобы эта вариация доходила в отношении последнего до полного, диаметрального несходства с тем, что имеет место у человека.

Вот почему мы теперь, не смущаясь, берем в качестве базы отправного пункта это единственно доступное нам для сравнения мерило (человеческую оценку), полагаем его в основу предстоящего анализа, памятуя лишь, что наши определения могут быть абсолютно точными лишь в самых резких, выразительных случаях сопоставлений, а наши выводы, базирующиеся на этом анализе, могут быть абсолютно правильны лишь в самых общих своих чертах.

Не имея принципиальной возможности объективного проведения сравнения между способностью к светоощущению человека и шимпанзе с физиологической и психологической стороны, не имея в распоряжении прямых конкретных данных [145] для произведения соответствующих умозаключений, не будучи в состоянии выправить допущенный пробел в специальной экспериментальной проверке возможной цветовой слепоты над бывшим у нас на испытании шимпанзе, как и возможного иного распределения для него светлот при восприятии им хроматических цветов по сравнению с таковым человека, — мы перелагаем центр тяжести в исследовании этого вопроса на анализ самих фактов различения хроматических цветов, встаем на косвенный путь доказательств при посредстве логических умозаключений.

Постараемся принять во внимание опять фактические случаи различения и смешения цветов и проанализировать их с точки зрения участия и роли фактора светлоты.

  1. Вопреки несомненной наличности в бывших на испытании хроматических цветах тождественных или во всяком случае весьма близких по светлоте цветов в обеих половинах спектра — цвета 1-й и 2-й половины за правило не смешиваются между собой.

    Эти тождественные по светлоте цвета суть следующие:

    1. из светлотной группы 2-й (o) — №№ XIV (бут.-зел.), XX (фиол.), с одной стороны, и №№ II (св.-борд.) и XXVII (т.-фиол.-пурп.) — с другой;

    2. из группы 5-й (l) — №№ XIVa (трав.-зел.) и № III (красный);

    3. из группы 9-й (g) — № VII (оранж.) и № XVI (зел.-гол.), и XXXI (сине-голуб.);

    4. из группы 10-й (е) — № V (розов.), № XXVI (роз.-лил.) и №№ XVII (гол.), XXVIII (ж -зел.), XXI (св.-лил.);

    5. из группы 12-й (с) — № XII (желт.) и № XVIII (св.-гол.).

    В особенности обращают на себя внимание близость по светлоте качественно резко различных, дополнительных друг другу цветов 5-й группы (красного и зеленого), которые вопреки принадлежности к одной и той же светловой рубрике разграничиваются безусловно, абсолютно точно.

    В случае совпадения светловой оценки шимпанзе с таковой нормального по зрительным ощущениям человека — этот последний случай один сам по себе был бы достаточен для решения вопроса о различении шимпанзе цветов по качеству тона, а не по светлоте их, говорил бы об отсутствии у шимпанзе явления дальтонизма.

  2. Цвета смешанные, промежуточные меж цветами обеих половин спектра, как № XVI (зелено-голубой), смешиваются особенно часто с обоими качественно к ним близкими цветами, резко различными по светлоте от этих смешиваемых цветов.

    Так, № XVI (зелено-голубой) из 9-й ахроматической группы смешивается с № XIVa (тр.-зел.) из 5-й группы цветов и с № XVII (голубым) из группы 10-й. В то же время тот же № XVI, как то было указано в предыдущем абзаце, превосходно различается от № VII (оранж.), находящегося с ним в одной и той же светловой 9-й рубрике.

  3. Цвета качественно промежуточные, как напр., № VII (оранжевый) из 9-й группы смешивается с двумя качественно к нему близкими цветами, как №№ III и XII (красным и желтым), вопреки его резкому несходству с ними по светлоте, (№ III (красный) из 5-й ахр. гр., № XII (желтый) из 12-й гр.), в то же время тот же № VII отличается безукоризненно от находящихся с ним в одной и той же cветловой рубрике 9-й цветов, как №№ XVI и XXXI.

Анализ смешения цветов в пределах каждого спектрального цветового тона вскрывает аналогичное направление характера смешения.

  1. В группе 6 тонов красного цвета (№№ I-II-III-IV-V-VI) смешение происходит между пятью из них вопреки различию их по светлоте и принадлежности их к пяти различным ахроматическим рубрикам:

    № I — из 1-й ахр. рубрики.
    № II — из 2-й ахр. рубрики.
    № III — из 5-й ахр. рубрики.
    № IV — из 8-й ахр. рубрики.
    № V — из 10-й ахр. рубрики.

  2. Из группы 7 оранжево-желтых цветовых тонов (№№ VII-VIIa- VIII-IX-XI-XII-XIII) происходящее смешение касается цветов, находящихся также в различных ахроматических рубриках и разнящихся по светлоте: сюда принадлежат вышеупомянутый № VII из 9-й гр., смешиваемый с № VIIa из 10-й гр. и отчасти с № XII из 12-й группы и № IX из 8- й группы.

  3. В группе 6 зеленых цветовых тонов №№ XIV-XIVa-XV-XVa- XVb происходящее смешение между двумя парами зеленых цветовых тонов — касается также резко различных по светлоте цветов.

    № XIV из 2-й ахр. группы и № XIVa — из 5-й ахр. группы.
    № XVa из 6-й ахр. группы и № XVb — из 9-й ахр. группы.

  4. Из группы 4-х голубых цв. тонов №№ XVI-XVII-XVIII-XXXI, как уже было отмечено, происходящее смешение обнаруживается также в отношении цв. тонов, относящихся к различным, хотя и близким ахроматическим рубрикам: № XVI — из 9-й, № XVII из-10- й.

  5. Из группы 3-х синих №№ (XIX-XIXa-XI-XIb) резко смешиваются два последние цвета вопреки их принадлежности к двум резко различным ахроматическим рубрикам:

    № XIXa (св.-син.) — относится к 6-й ахр. группе.
    № XIXb (т.-син.) — относится к 3-й ахр. группе.

  6. Из группы 5 фиолетово-лиловых цв. тонов №№ (XX-XXI-XXII- XXIII-XXVII) смешиваются два весьма близкие по светлоте цвета, но в то же время и весьма близкие качественно.

    № XXII — из 3-й ахр. группы и № XXVII из 2-й ахр. гр.

    Следует отметить, что оба вышеотмеченные цветовые тона настолько темны, что качественный их признак едва проступает, что и обусловливает, по всей вероятности, их смешение.

  7. g) Из группы 3-х лилово-пурпурных цв. тонов (№№ XXIV, XXV, XXVI), вопреки принадлежности всех этих тонов к трем различным ахроматическим рубрикам, все они смешиваются между собой.

    № XXIV принадлежит к 5-й ахр. группе.
    № XXV принадлежит к 8-й ахр. группе.
    № XXVI принадлежит к 10-й ахр. группе.

Более детальный анализ характера смешения и степени различения каждого цветового тона в отдельности стоит в полном соответствии по своему конечному итогу с тремя группами вышеприведенных фактов.

№ I цв. тон (бордо), из 1-й ахр. группы (r — 2,2%).  смешивается с несходными с ним по светлоте тонами: № II (св.-бордо) из 2-й группы (0 = 4,5%), № III (красным) и №Х (коричнево-красным) из 5-й группы (1 = 8,9%), (различие 2,2%), из которых наиболее смешиваемый близкий ему по светлоте №II и качественно к нему наиболее близок, наиболее различные от него по светлоте № III и № X и качественно от него более отличны.

№ II цв. тон (светло-бордо), из 2-й ахр. группы (0=4,5%).  смешивается с близкими к нему по светлоте тонами № I (бордо) — из 1-й ахр. группы и № XXVII (т.-фиолетово-пурпурным) из той же 2-й группы, но в то же время обоими и качественно весьма и наиболее близкими к нему (по сравнению с другими) тонами, тонами темными и в цветовом отношении мало выразительными.

Следует подчеркнуть лишь, что его смешение с более далеким от него по светлоте № I (разница в светлоте на 2,3%) более значительно, чем с более близким к нему по светлоте № XXVII, находящимся в той же 2-й ахроматической рубрике.

В то же время этот же № II (бордо) хорошо различается от других, качественно несходных, но находящихся в одной и той же с ним Светловой рубрике цветов, как №№ XIV (бут.-зелен.), XX (сине-фиолет).

№ III (красный) из 5-й ахр. гр. (1=8,9%).  смешивается с четырьмя, резко отличными от него по светлоте, цветами:

№ I (бордо) из 1-й ахр. гр. (r=2.2%) различие по светлоте 6.7%
№ IV (св.-красн.) из 8-й ахр. гр. (h=18%) различие по светлоте 10.9%
№ V (розовым) из 10-й ахр. гр. (е=36%) различие по светлоте 27.1%
№ VII (оранж.) из 9-й ахр. гр. (g=22%) различие по светлоте 13.1%

и различается безукоризненно от находящихся с ним в одной и той же светловой рубрике №№ XIVa (трав.-зел.), X, (кор.-кр.), XXIV (т.-пурпурн.).

Следует также подчеркнуть, что смешение № III с наиболее близким к нему по светлоте из всех четырех цветов № I (разница по светлоте на 6.7%) менее значительно, чем смешение его же, но с менее близким к нему по светлоте № IV и № VII (разница по светлоте с первым 10.9%, со вторым 13.1%), и в то же время надо отметить, что столь резко различные по светлоте от № III, как № I и № V (первый на 6,7%. второй на 27,1%) — отличаются от него (№ III) почти одинаково совершенно.

№ IV светло-красный из 8-й ахр. гр. (b=18%).  смешивается с двумя, резко отличными от него по светлоте цветами:

№ III (красным) из 5-й гр. (l = 8.9%) различие по светлоте = 10.9%
№ V (розовым) из 10-й гр. (е = 36%) различие по светлоте = 18%

и в то же время безукоризненно различается от цветов, находящихся вместе с ним в одной и той же светловой рубрике (как № XXV — светло-пурпурный).

Следует отметить лишь, согласно предыдущему, что его большее смешение с № III (красным), более близким к нему по светлоте (на 7.1%) по сравнению с № V (розовым), объяснимо, конечно, не столько этой большей светловой близостью, сколько большей качественной близостью обоих цветов друг к другу.

№ V (розовый) из 10-й ахр. гр. (е = 36%).  смешивается с вышеупомянутыми, резко разнящимися от него по светлоте цветами:

№ I (бордо) из 1-й гр. (r=2.2%) различие по светлоте 33.8%
№ III (красн.) из 5-й гр. (l=8.9%) различие по светлоте 27.1%
№ IV (cв.-красн.) из 8-й гр. (h=18%) различие по светлоте 18%

и в то же время в совершенстве различается от находящихся с ним в одной и той же рубрике по светлоте №№ XVII, XXI, XXVI (голубого, св.-лилового, розово-лилового).

Приходится отметить лишь, что вопреки довольно большому различию по светлоте все три вышеотмеченные смешиваемые цветовые эталоны, № I, III, IV, колебание интервала светлоты которых наблюдается в пределах от 18% — до 33.8%), различаются от № V почти с равной степенью совершенства.

№ Va (розовый из доб. гp.) 10-й ахр. гр. (е — 36%).  смешивается с № III (красным из доб. гр.) 5-й ахр. (=8.9%) и не смешивается с находящимся с ним в одной и той же Светловой рубрике № VIIa (оранж.- желт.), с ним сопоставляемым.

№ VI (св.-розовый) из 13-й ахр. гр. (b=71%).  разграничивается безукоризненно от находящихся с ним в одной и той же светловой рубрике цветов — № XIII (соломенно-желт.) и от всех других 29 цветов, сопоставляемых с ним, иных, еще более удаленных, по светлоте.

№ VII (оранжевый) из группы 9-й ахр. гр. (g=22%).  смешивается, как уже было упомянуто, с четырьмя несходными с ним по светлоте цветами:

№ III (красным) из 5-й ахр. гр. (l=8.9) различие по светлоте 13.1%
№ VIIIa (оранж.-желт) из 10-й гр. (е=36) различие по светлоте 14%
№ XII (желтым) из 12-й гр. (с=56) различие по светлоте 34%
№ IX (кор.-желт.) из 8-й гр. (h=18) различие по светлоте 4%

и в то же время не смешивается с другими, находящимися с ним в одной и той же светловой рубрике (9-й) цветами: №№ XVI и XXXI (зелено-голубым и голубовато- синим).

Приходится отметить еще, что вопреки почти одинаковой близости по светлоте к нему двух эталонов (№ III и VIIa) (различие 13.1% и 14%) различение его от них неодинаково: и даже более того, разграничение от более разнящегося по светлоте № VIIa хуже, чем разграничение от несколько более близкого по светлоте № III. Значительно лучшее выделение № VII от XII (по сравнению с вышеприведенными) объяснимо не столько его Светловой, сколько качественной удаленностью; в то же время разграничение его от наиболее близкого по светлоте № IX лучше, нежели от более несходного по светлоте № VIIa

№ VIIa (оранжево-желтый) из 10-й ахр. гр. (е=36).  смешивается с только что упомянутым № VII (оранжевым), качественно весьма близким, находящимся, правда, в смежной с ним ахроматической рубрике (9-й), но довольно резко отличным от него по светлоте (на 14%) и в то же время тот же № VIIa разграничивается безукоризненно от находящегося с ним в одной и той же Светловой рубрике № Va (розового).

№ VIII (светло-коричневый) из 7-й ахр. гр. (i=14%).  отличается безукоризненно от всех 26 сопоставляемых с ним цветов, в частности и от находящегося с ним в одной и той же Светловой рубрике (7-й) цвета, как № XXIII (лилово-красного).

№ IX (коричнево-желтый) из 8-й гр. (h=18%).  разграничивается безукоризненно от 25 сопоставляемых с ним цветов, в частности и от наиболее близких по светлоте из сопоставляемых с ним цветов, ближайшей предыдущей группы 7-й, разнящихся от него по светлоте лишь на 4%; в то же время, как было сказано, он смешивается с отличным в той же мере от него по светлоте (но близким качественно) №VII из 9-й группы (различие на 4%); различение его от цветов равной ему светлоты, находящихся с ним в одной и той же ахроматической группе не производилось, почему и не может быть здесь учтено.

№ X (коричнево-красный) из 5-й ахр. гр. (l=8.9%).  смешивается с двумя резко отличными от него и между собой по светлоте цветами: № I из 1-й гр. (r=2.2%)

№ VII из 9-й гр. (g=22%).  его смешение с № I более значительно, чем с № VII, конечно, не в силу большего сходства по светлоте, но ввиду большей их и качественной близости; в то же время тот же № X разграничивается безупречно от трех цветов, одинаковых с ним по светлоте, находящихся в одной и той же 5-й светловой рубрике, №№ III (красного), № XIVa (тр.-зеленого), № XXIV (темно-пурпурного).

№ Ха (темно-коричн. из доб. гp.) 3-й ахр. гр. (n=5.6%).  не смешивается ни с одним из противопоставляемых с ним 8 цветов, находящихся с ним не только в ближайших светлотных рубриках, как III — из 5-й (разница на 3.3%), но и с цветами из одной и той же с ним ахр. рубрики, как, напр.: № ХХIIа из 3-й.

№ XI (золотисто-желтый) из 11-й ахр. гр. (d = 45%).  не смешивается ни с одним противопоставленным с ним цветом из ближайших к нему смежных светловых рубрик (10-й и 12-й — «с» и «е»; (с=56%, е=36%), вопреки не столь большому различию его по светлоте от цветовых эталонов этих групп (на 11,2% и на 8,8%), как напр: №№ V, XVII, XXI, XXVI, XXVIII — 10-й группы и №№ XII и XVIII — 12-й группы.

№ XII (лимонно-желтый) из 12-й ахр. гр. (с = 56%).  смешивается эпизодически лишь с резко разнящимся от него по светлоте (на 34%) № VII (оранжевым) из 9 гр. (g=22%), и в то же время разграничивается безукоризненно от находящихся с ним в одной и той же светловой (12) гр. № XVIII и №№ XI и XIII и VI из ближайших к нему светлотных рубрик (11-й, 13-й), цветовые эталоны которых разнятся по светлоте на значительно меньшую величину, чем смешиваемый № VII (на 15% сравнительно с эталонами 13-й гр., и на 11% — сравнительно с эталонами 11-й группы).

№ XIII (соломенно-желтый) из 13-й ахр. гр. (b = 71%).  разграничивается безукоризненно как от одинаковых с ним по светлоте цветовых эталонов, как № VI из той же группы, так и от сопоставляемых с ним цветовых эталонов из ближайших светлотных групп — 12-й (с=56%, различие на 15%)) как №№ XII, XVIII, и тем более от всех других 25 сопоставляемых цветов, еще более удаленных от него по светлоте и тону.

№ XIV (бут.-зеленый) из 2-й ахр. гр. (0 = 4.5%).  смешивается только с одним из 27 сопоставляемых с ним цветов, цветом, довольно отличным от него по светлоте — (на 4.4%) № XIVa (травяно-зеленым) из 5-й гр. (l=8.9%) — и в то же время разграничивается безукоризненно от цветовых эталонов находящихся с ним в одной и той же светлотной рубрике 2-й (как №№ II, XXVII, XX — темно-красного, т.-фиол.-пурп. и сине-фиол.).

№ XIVa (травяно-зеленый) из 5-й ахр. гр. (l = 8.9%).  смешивается с двумя довольно резко отличными от него и друг от друга по светлоте цветами: вышеупомянутым, предыдущим, —

№ XIV из 2-й гр. (0=4,5%), разнящимся на 4.4% и
№ XVI из 9-й гр. (g=22%), разнящимся на 13.1%,

и в то же время разграничивается безукоризненно от цветов, находящихся с ним в одной и той же светловой рубрике, как №№ III, X, XXIV (красный, коричн.-красн, темно-пурп.).

Следует подчеркнуть, что несколько более значительное смешение его с № XIV по сравн. с № XVI может быть истолковано скорее с точки зрения качественной, нежели светловой близости обоих цветов.

№ XVa (темно-зел.) из 6-й ахр. гр. (К = 11%).  смешивается упорно и часто только с одним из 13 сопоставляемых с ним цветов, цветом резко отличным от него по светлоте (на 11%) из 9-й гр. (g=22%) — № XVb (св.- зелен.); в то же время тот же № XVa разграничивается безукоризненно от находящегося с ним в одной и той же (6-й) светловой группе № XIXb (т.- синего), с ним сопоставляемого.

№ XVb (cв.-зел.) из 9-й ахр. гр. (g=22).  аналогично предыдущему из 13 сопоставляемых с ним цветов смешивается только с одним, резко отличным от него по светлоте (на 11%) вышеупомянутым № XVa (темно-зел.) из гр. 6-й (К=11%) и в то же время безупречно различается от находящегося с ним в одной и той же светловой рубрике (9-й) № VII, (оранжевого) цвета, с ним сопоставляемого.

№ XV (оливково-зеленый) из ахр. гр. 5-й (l = 8.9).  при сопоставлении с тремя цветами (№№ Va, VIIa, XIXa) безукоризненно разграничивается даже и от наиболее близкого к нему по светлоте из всех трех сопоставляемых № XIXa, принадлежащего к смежной 6-й ахр. гр. (K=11%) и разнящегося от него лишь на 2,1% по светлоте.

№ XVI (зелено-голубой) из ахр. гр. 9-й (g = 22%).  весьма резко смешивается с двумя, резко несходными с ним по светлоте цветами: (на 13,%) с вышеприведенным № XIVb (травяно-зеленым) из 5-й гр. (l = 8,9%), на 14% — с № XVII (голубым) из 10-й гр. (с = 36%), и в то же время безукоризненно различается от находящегося с ним в одной и той же Светловой рубрике, бывшего с ним в одном и том же сопоставлении № VII (оранжевого) цвета.

Вопреки громадному светловому различию между обоими смешиваемыми с ним цветами №№ XVII и XIVa (27,1%), различение от них № XVI почти в одинаковой степени несовершенно.

№ XVII (голубой) из ахр. гр. 10-й (е = 36%).  смешивается из всего количества 27 сопоставляемых с ним цветов только с вышеупомянутым, довольно резко разнящимся от него (на 14%) по светлоте № XVI (зелено- голубым) из 9-й гр. (g=22%) и в то же время безукоризненно различается от находящихся с ним в одной и той же Светловой рубрике (10-й) №№ V, XXI, XXVI, XXVIII (розового, св.-лилового, розово-лилового, желт.-зеленого).

№ XVIII (св.-голубой) из 12-й ахр. гр. (с = 56%).  не смешивается ни с одним из 27 сопоставляемых с ним цветов, и даже с находящимся с ним в одной и той же светловой рубрике № XII лимонно-желтым) цветом.

№ XIX (васильково-синий) из 4-й ахр. гр. (m = 7,1%).  подобно предыдущему не смешивается ни с одним из 27 сопоставляемых с ним цветов, даже и с ближайшими к нему по светлоте цветами смежных рубрик, как, напр., № XXII (фиолетовым) из 3-й гр. (n = 5,6), разнящимся от него по светлоте лишь на 1,5%. и №№ III, X, XIVa, XXIV (красным, коричнево-красным, тр.-зеленым и т.-пурпурным) из 5-й гр., разнящимися от него по светлоте лишь на 1,8%.

№ ХIХа (св. синий) из 6-й ахр. гр. (К = 11%).  смешивается упорно и безнадежно с довольно разнящимся от него по светлоте темно-синим (на 5,4%) № XIXb из группы 3-й (n = 5,6) и в то же время совершенно отличается от находящегося с ним в одной и той же ахроматической рубрике № XVa (темно- зеленым цветем).

№ XIXb (темно-синий) из ахр. гр. 3-й (n = 5,6).  смешивается с разнящимся от него по светлоте на 5,4% вышеупомянутым цветом № ХIХа (св.- синим) и в то же время безукоризненно различается от находящегося с ним в одной и той же светловой рубрике цвета № ХХIIа (фиолетового).

№ XX (сине-фиолетовый) из 2-й ахр. гр. (о = 4,5%).  безукоризненно различается от всех 34-х сопоставляемых с ним цветов, среди которых находятся цвета, принадлежащие и к одной с ним светловой рубрике (2-й), как №№ XIV, II, XXVII (бут.-зеленый, св.-бордо, т.-фиолетово-пурпурный).

№ XXI (св.-лиловый) из 10 ахр. гр. (е = 36%).  безукоризненно различается от всех 26 сопоставляемых с ним цветов, среди которых находятся цвета, принадлежащие и к одной и той же с ним ахроматической рубрике (10-й), как, напр., №№ V, XVII, XXVI, XXVIII (розовый, голубой, розово-лиловый, желто-зеленый).

№ XXII (фиолетовый) из 3-й ахр. гр. (n = 5,6%).  смешивается только с одним цветом № XXVII, т.-фиолетово-пурпурным, из близкой к нему по светлоте рубрики 2-й (о=4,5%), разнящимся от него по светлоте на очень малую величину (1,1%), но цветом в то же время и качественно к нему весьма близким; от других цветов той же светловой рубрики, 2- й, но качественно отличных, как №№ II, XIV, XX (светло-бордо, бут.-зеленый, сине-фиолетов.), тот же № XXII (фиолетовый) разграничивается превосходно.

№ ХХIIа (т.-фиол.) доб. гр. из той же 3-й ахр. гр. (а = 5,6).  из всего количества 9 сопоставляемых с ним цветов разграничивается от всех их безукоризненно и даже от находящегося с ним в одной и той же светловой рубрике № XIXb (темно-синего цвета).

№ XXIII (лилово-красный) из 7-й ахр. гр. (i = 14%).  из общего количества 26 сопоставляемых с ним цветов кратковременно смешивается только с одним довольно сходным с ним по светлоте цветом (разница на 5,1%) и качественно близким, именно темно-пурпурным из 5-й ахр. гр.; и в то же время он безукоризненно различается от находящегося с ним в одной и той же светловой рубрике (7-й) № VIII (св.-коричневого) цвета.

№ XXIV (темно-пурпурный) из 5-й ахр. гр. (1 = 8,9).  смешивается с двумя, довольно отличными от него по светлоте цветами (на 5,1% и на 8,6%) из группы 7-й с № XXIII (лилово-красным) и из группы 8-й с № XXV (светло пурпурным); в то же время этот же № XXIV (темно-пурпурный) безукоризненно различается от всех трех, находящихся с ним в одной и той же светловой рубрике, тонов №№ III (красного), № XIVa (трав.-зел.) и № X (кор.-красн.)

№ XXV (светло-пурпурный) из ахр. гр. 8-й (h=18%).  смешивается с двумя, довольно резко отличными от него по светлоте цветами (на 8,6%—и на 18,%), из ахроматической группы 5-й — № XXIV (т.- пурп.) и еще более удаленной от него по светлоте ахроматической группы 10- й—№ XXVI (розово-лиловым). В то же время тот же № XXV (светло- пурп.) безукоризненно разграничивается от сопоставляемых с ним № IV (св.- красного), находящегося с ним в одной и той же светловой рубрике.

№ XXVI (розово-лиловый) из 10-й ахр. гр. (в = 36%).  эпизодически смешивается из всего количества 28 сопоставляемых с ним цветов только с вышеупомянутым № XXV из 8-й гр., резко разнящимся от него по светлоте (на 18%), и в то же время этот же № XXVI в совершенстве разграничивается от всех цветов, находящихся вместе с ним в одной и той же (10-й; ахроматической рубрике, как №№ V, XXI, XVII, XXVIII (розовый, св.-лиловый, голубой, желто- зеленый).

№ XXVII (т.-фиол.-пурпурный) из ахр. гр. 2-й (о = 4,5%).  из общего количества 27 сопоставляемых с ним цветов смешивается только с одним довольно близким к нему по светлоте цв. тоном № XXII (фиолетовым) из ближайшей ахр. рубрики 3-й (n=5,6), разнящимся от него лишь на 1,1% по светлоте, но, правда, весьма близким к нему и по своему качественному составу, — и в то же время этот же № XXVII (т.-ф.-пурп.) безукоризненно разграничивается от других, находящихся с ним в одно и той же ахроматической рубрике цветов, как, напр., № XIV и XX (бут.-зеленого, сине-фиолет.) [146].

№ XXVIII (желто-зеленый) из ахр. гр. 10-й (е = 36%).  разграничивается безукоризненно от всех 22 сопоставленных с ним цветов, среди которых находятся цвета, принадлежащие к одной с ним ахроматической рубрике (10-й), как №№ V, XXI, XXVI и XVII (розовый, св.-лиловый, розово лиловый и голубой).

№ XXXI (сине-голубой) из 9-й ахр. гр. (g = 22%).  разграничивается безукоризненно от всех 22 сопоставляемых с ним цветов, в частности и от находящегося в одной и той же с ним светловой рубрике № VII (оранжевого). (См. Табл. A.3 и Табл. A.4)

Таким образом анализ различения по светлоте 39 хроматических цветов обнаруживает, что большинство случаев смешения касались цветов резко различных по светлоте, что случаи смешения цветов при их светловой близости (интервал в 1,2%, 2,2%, 4,5% и 6%) как раз падают на цвета и качественно весьма близкие как №№ I и II (т.-бордо и св.-бордо), №№ XXII и XXVII (фиолетовый и темно-фиолетово-пурпурный), XVb и XVa (св. и темно-зеленый), №№ XIXa XIXb (св. и темно-синий). Таким образом является доказанным, что нет ни одного случая смешения цв., близких по светлоте и различных по тону, — что цвета, имеющие тот же или меньший интервал светлоты, что и упомянутые смешиваемые, но резко различные по тону, разграничиваются безукоризненно, как, напр., в следующих сопоставлениях:

№ I сопоставл. с № XIV и № XX Различие по светлоте 2,2%
№ XXII сопоставл. с № XIV, II и № XX Различие по светлоте 1,2%
№ XIX сопоставл. с № XXII Различие по светлоте 2,3%
№ XIX сопоставл. с III, X, XIVa, XXIV Различие по светлоте 1,1%

не говоря уже о других комбинациях, где различие по светлоте между сопоставляемыми тонами еще значительнее.

Единственный случай эпизодического смешения цветов из одной и той же светловой рубрики (2-й), именно, № II и № XXVII, касался цветов темных, весьма близких по тону, качественно мало выразительных.

Последующие группы фактов, взятые в качестве аргументов, отрицающих значимость светлоты при различении обезьяной хроматических цветов, приведены на основании рассмотрения самих предъявляемых животному комбинаций цветов, представленных в одновременном сопоставлении в конечных сеансах (см. сеанс 20-й и 19-й).

  1. Из группы 12-и цветов, одновременно предложенных для различения шимпанзе, №№ III (красный), Va (розовый), VII (оранжевый), VII-а (оранжево-желтый), XII (лимонно-желтый), XVa (т.-зеленый), XVb (св.-зеленый), ХIХа (светло-синий), XIXb (т.-синий), ХХIIа (фиолетовый), черн. и бел.

    одинаковы по светлоте:одинаковы по тону:
    Va и VIIa (гр. ахр. 10 = е)III и Va
    VII и XVb (гр. ахр. 9 = g)VII и VIIa
    XVa и ХIХа (гр. ахр. 6 = k)XVb и XVa
    ХХIIа и ХIXb (гр. ахр. 3 = n)XIXa и ХIХb

    Шимпанзе производит эпизодическое смешение III и Va, VII и VIIa.

    Шимпанзе производит систематическое смешение XVb и XVa, XIXb и XIXa.

    Смешение производится по тону, а не по светлоте.

  2. Из группы 12 красно-фиолетово-пурпурных цветов одновременно предложенных для различения шимпанзе: №№ I (бордо), III (красный), IV (св.-красный), V (розовый), VI (св.-розовый), XXVI (розово-лиловый), XXV (светло-пурпурный), XXIV (темно-пурпурный), XXIII (лилово-красный), XXII (фиолетовый), XXI (св.-лиловый).

    одинаковы по светлоте:одинаковы по тону:
    III и XXIV (гр. ахр. 5 = l)III и IV
    IV и XXV (гр. ахр. 8 = h)IV и V
    V и XXVI и XXI (гр. ахр. 10 = e)XXIV, XXV и XXVI
    II и XXVII (гр. ахр. 2 = о)XXII и XXVII
    II и XXVII (гр. ахр. 2 = о)II и XXVII

    Все имевшие место случаи смешения цветов из этой комбинации касались опять смешения по тону, а не по светлоте; из группы цветов, принадлежащих к той же ахроматической рубрике за единичным исключением смешения II и XXVII качественно весьма близких, не было ни одного случая смешения; в группе цветов, принадлежащих к одному и тому же спектральному тону, именно происходило смешение в пределах качественно ближайших цветов: смешивались между собой все вышеотмеченные цвета, близкие по тону.

  3. В предельной, безукоризненно различаемой комбинации, цветов, включающей 22 цвета (см. сеанс 20): №№ I-III-V-VIVII-VIII-IX-XI-XII- XIII-XIV-XIVa-XVII-XVIII-XIX-XX-XXI-XXII-XXIV-XXVI-XXVIII-XXXI находятся следующие, принадлежащие одной и той же ахроматической рубрике цвета:

    1. №№: XIV и XX — из 2-й ахр. гр.

    2. №№: III, XIVa—XXIV — из 5-й ахр. гр.

    3. №№: VII, XXXI — из 9-й ахр. гр.

    4. №№: V, XXVI, XXI, XVII, XXVIII — из 10-й ахр. гр.

    5. №№; XVIII и XII — из 12-й ахр. гр.

    6. №№: VI и XIII — из 13-й ахр. гр.

Вопреки этой наличности 6 групп, одинаковых или во всяком случае [147] близких по светлоте цветов (в этой комбинации из 22 цветов), из которых, напр., 10-я группа включает 5 одинаковых по светлоте цв. эталонов, — тем не менее процесс отождествления этих ближайших по светлоте цветов производится совершенно точно.

Последняя группа фактов, говорящая в том же направлении, заимствована из рассмотрения самих ахроматических групп (см. табл. IIIb) состава цветов, входящих в каждую рубрику, и анализа их взаимного разграничения.

1 группа («r» = 2, %).  содержит один цветовой эталон № I (бордо цв.), который, как было указано выше, смешивается с разнящимся от него на 2,3% по светлоте и весьма близким качественно № II (светло-бордо) из 2-й ахроматической группы (о = 4.5%), но который не смешивается с другими цветовыми эталонами, в той же степени близкими к нему по светлоте (на 2,3%) и находящимися в той же 2-й ахромат, группе, но качественно несходными или менее сходными с ним, как № XIV и № XXVII (бут-зеленым и т.-фиолетово-пурпурным).

2 группа («о» = 4,5%).  содержит четыре цветовых эталона: № XIV (бут-зеленый), № II (светло-бордо), № XX (сине-фиолетовый), № XXVII (т.-фиолгт.-пурп.). За исключением № II (св.-бордо) и № XXVII (т.- фиол.-пурп.), взаимно смешиваемых и качественно друг к другу весьма близких, остальные все качественно удаленные цвета вопреки той же степени светловой близости безукоризненно различаются один от другого.

3 группа («n» = 5,6%).  содержит в себе три цветовых эталона: № XIXb (темно-синий д. гр.), № ХХIIа (темно-фиолетовый д. гр.) и XXII (фиолетовый осн. гр.). Из них два первые (№ ХIХа и ХХIIа) при взаимном сопоставлении безукоризненно различаются друг от друга вопреки одинаковой светловой близости, а № XXII (фиолетовый) смешивается с разнящимся от него по светлоте на 1,1 %, но в то же время близким и по цветовому тону № XXVII (т.-фиолетово-пурпурным) из предидущей 2-й ахр. группы. Следует отметить, что различение этой последней пары смешиваемых цветов (№№ XXII и XXVII), разнящихся по светлоте на 1,1%. производится много лучше, чем различение предыдущей пары смешиваемых цветов (I, II), разнящихся друг от друга по светлоте на большую величину 2,3%.

4 группа («m» = 7,1%).  содержит один цветовой эталон № XIX (васильково-синий), абсолютно не смешиваемый с цв. эталонами ближайших по светлоте ахроматических рубрик (группы 3-й и группы 5-й) вопреки малому светловому различию от него эталонов этих групп (на 1,5% и на 1,8%).

5 группа («l» = 8,9%).  содержит четыре цветовых эталона из основной серии №№ III (красный), XXIV (темно-пурпурный), X (коричнево-красный), XIVa (травяно-зеленый) и один из доб. серии № XV (оливк.-зеленый), из которых первые четыре абсолютно не смешиваются между собой при взаимном противопоставлении, вопреки их одинаковости или во всяком случае наибольшей близости друг к другу по светлоте по сравнению с другими.

6 группа («k» = 11%).  содержит два цветовых эталона из добавочн. серии №№ XVa (темно-зеленый) и ХIХа (светло-синий), абсолютно не смешиваемых между собой при их взаимном противопоставлении, вопреки одинаковой степени их светловой близости.

7 группа («i» = 14%).  содержит два цветовых эталона основн. серии № VIII (светло-коричневый) и № XXIII (лилово-красный), которые абсолютно не смешиваются между собой при их взаимном противопоставлении, вопреки их принадлежности к одной и той же светловой рубрике.

8 группа («h» = 18%).  включает три цветовых эталона №№ IV (св.-красный) № IX (коричнево-желтый) и № XXV (светло-пурпурный), из которых два (№ IV и № XXV), будучи взаимно противопоставляемы абсолютно не смешиваются, вопреки их принадлежности к одной и той же ахроматической рубрике.

9 группа («g» = 22%).  включает три цветовых эталона основной серии №№ VII (оранжевый), № XVI (зелено-голубой) и XXXI (голубовато-синий) и два эталона доб. серии № VII (оранжевый) и № XVb (св. - зелен.), из которых каждые два следующих

№ VII и № XVI,
№ VII и № XXXI,
№ VII и № XVI) доб. группы,

будучи взаимно противопоставлены, разграничиваются друг от друга безукоризненно, вопреки их принадлежности к одной и той же светловой рубрике.

10 группа («е» = 36%).  включает в себе пять эталонов основной серии: №№ V (розовый), XVII (голубой), XXI (св.-лиловый), XXVI (розово-лиловый), XXVIII (желто-зеленый) и два эталона доб. серии № VIIa (оранж.-желт.) и Va (розов.). Из них пять первых, будучи одновременно сопоставляемы, разграничиваются безукоризненно; так же безупречно различаются два последних (доб. серии) при их взаимном сопоставлении.

11 группа («d» = 45%).  содержит один цветовой эталон № XI (золотисто-желтый), превосходно разграничиваемый от всех цветовых эталонов из ближайших к нему ахроматических рубрик (10 и 12 гр.), эталонов, разнящихся, правда, от него по светлоте на значительную степень (9% и 11%).

12 группа («с» = 56%).  содержит в себе два цветовых эталона осн. сер.: № XVIII (св.-голубой) и № XII (лимонно-желтый), которые, будучи взаимно противопоставляемы, разграничиваются безупречно, вопреки их принадлежности к одной и той же светловой рубрике.

13 группа («b» = 71%).  включает два цветовых наиболее светлых эталона № VI (св.-розовый) и № XIII (соломенно-желтый), которые разграничиваются друг от друга безупречно при взаимном сопоставлении вопреки их принадлежности к одной и той же светловой рубрике, вопреки если и не полной их тождественности, то во всяком случае наибольшей одинаковости их по светлоте между собой по сравнению со всеми другими.

Таблица 3.7. Оперирование шимпанзе с хроматическими цветами по методу выбора на образец.

Рис. 1. Сопоставление 22 хромат. цветов (момент выбора искомой).
Рис. 2. Сопоставление 12 красн.-фиол.-пурп. оттенков (момент подачи искомой).


Таким образом все группы приведенных фактов касательно вопроса о степени участия светлоты при распознавании шимпанзе хроматических цветов говорят одним языком, аргументируют одну и ту же мысль: о совершенной непричастности признака светлоты в качестве фактора, предопределяющего различение цветов обезьяной, о различении шимпанзе хроматических цветов по преимуществу, если не исключительно, по признаку цветового тона, а не по признаку светлоты.

Проверка распознавания обезьяной светлот ахроматических цветов при процессе их отождествления дает этому последнему заключению еще более прочное обоснование.



[130] Цвета основной группы, приуроченные к цв. картонным пласт., суть след: I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII. IX. X. XI. XII. XIII. XXVIII. XIVa. XIV. XVI. XVII. XVIII. XXXI. XIX. XX. XXII. XXI. ХХIII. XXVI. XXV. XXIV. XXVII. (См. Табл. A.1).

Цвета добавочн. группы, приуроченные к цв. костяным кружкам, суть следующие; III. Va. VII. VIIa. XII. Ха. XV. XVa. XVв. XIXa. XIXв. XXIIa. Цвета обеих групп ввиду различия цветных объектов никогда не сопоставлялись одновременно, почему удобнее проанализировать и их распознавание обособленно.

[131] Определение светлот означенных хроматических цветов производилось по методу Hering'a и Hess'a, с применением ахроматической 10-й ступенчатой шкалы Оствальда. Подробнее см. ниже Стр. 242Стр. 257 в специальном анализе роли светлоты при различении шимпанзе хромат.-цветов.

[132] В цветной таблице он представлен более насыщенным, нежели в оригинале.

[133] №№ VI, VIII, XI, XVIII, XIX, XX, XXI, XXVIII, XXXI.

[134] См. общая сводка различения цветов, стр. 192стр. 206.

[136] L. Cole.

[137] См. книгу С. v. Hess: «Methoden zur Untersuchung des Licht-und Farbensinnes». Berlin. 1921. S. 253.

[138] Из прямых методов определения светлоты хроматических цветов наиболее объективный и точный метод спектро-фотометрирования пришлось исключить из-за чрезмерной, бьющей дальше нашей цели громоздкости его, колоссальных внешних технических трудностей при определении, усугубляющихся еще в силу недостаточной «чистоты» цветов цветных эталонов, применявшихся в опытах.

Из других методов определения светлоты методы Fleicker'a и Hillebrandt'a (сравнение светлоты цветного и бесцветного, ахроматич. кружка), метод Брюкнера (включение подмеси черно-белого кольца к определяемому по светлоте цветному полю — достижение равенства светлот), метод Vierorth'a (подмешивание к цветному впечатлению белого цвета — определение разностного порога), метод Руда (перемежание определяемого хроматического цвета с серыми впечатлениями — Flimmer- Photometrу — определение светлоты в зависимости от силы мелькания и частоты вращения кружка), где произведение процесса сравнения светлот необходимо было осуществить при посредстве вращения хроматических кружков то параллельно, то совместно, то попеременно с кружками ахроматическими — вопреки несомненной ценности некоторых из перечисленных методов — пришлось отклонить из-за отсутствия возможности сопоставления для произведения сравнения достаточной величины кружков, употреблявшихся цветных компонентов и ввиду невозможности (по условиям времени) подыскать тождественный всем им по цвету иной материал.

[139] Достаточно сказать, что определение светлоты, произведение по этому методу и по методу спектро-фотомегрирования у самого Оствальда давало в большинстве случаев аналогичные результаты — некоторые незначительные полученные отклонения данных, полученных при посредстве того и другого метода, объяснялись, повидимому, индивидуальными особенностями зрения самого экспериментатора.

[140] В. А. и А. Н. Ватагины, М. Д. Езучевский.

[141] С. В. Кравков... А. Н. Артемов, Е. А. Мальцева.

[142] А. Н. Формозов, проф. А. Ф. Котс, автором.

[143] Н. Т. Федоров.

Автор считает своим приятным долгом выразить всем поименованным лицам свою глубокую благодарность за произведение ими соответствующих определений светлоты.

[144] Что подтверждается и выводами, полученными на основании научной работы Е. А. Мальцевой, выводами, указывающими, что индивидуальная вариация оценки светлоты является не исключением, а правилом.

[145] По крайней мере до настоящего времени.

[146] Его смешение с № II, находящимся с ним в одной ахр. рубрике и качественно весьма близким к нему, является эпизодическим, единичным фактом.

[147] При допущении неточности светловой оценки.