Глава 4. Формы деятельности шимпанзе при оперировании хвойными растениями

Содержание

Анализ ориентировочно-обследующей, ознакомительной формы деятельности
Анализ обрабатывающей формы деятельности
Анализ конструктивной формы деятельности
Анализ деятельности присвоения, отвергания, игровой и орудийной форм деятельности
Анализ структуры деятельности
Анализ смены форм деятельности

Обращаясь к выявлению особенностей структуры самостоятельной деятельности шимпанзе при его оперировании с новым для обезьяны естественным материалом — хвойными ветками (ели и сосны), особенно подробно проанализировав манипулирование шимпанзе с этим материалом, мы приходим к следующим выводам.

Структура деятельности шимпанзе, поскольку она отражается в объективно наблюдаемом нами обращении обезьяны с предметами, неоднородна и многогранна.

Группировка операций шимпанзе по их характеру позволила установить семь основных форм деятельности: ознакомительную, обрабатывающую, конструктивную, двигательно-игровую, орудийную, деятельность присвоения (сохранения), отвергания.

Дадим краткую характеристику каждой из этих форм.

Первая — ознакомительная, или ориентировочно-обследующая, форма деятельности — представляет собой деятельность, обычно осуществляющуюся при участии зрения, обоняния, вкуса, кинестезии и осязания. Осязательное обследование выполняется при помощи кистей и пальцев рук, губ, рта, языка, зубов.

В результате ознакомительной деятельности целостность, качества и свойства предмета не изменяются. При ознакомительном манипулировании, во-первых, шимпанзе зрительно и кинестетически выделяет объект из окружающей среды, во-вторых, подвергает его многообразному, но поверхностному обследованию, не оставляющему на предмете заметных следов (например, обнюхивает, осматривает, ощупывает предмет и т. д.).

Вторая форма деятельности шимпанзе — обрабатывающая. Она характеризуется более углубленным обследованием — проникновением во внутренние, скрытые части предмета. Эта деятельность осуществляется главным образом при участии зубов, рук, ног и обычно оставляет на предмете реальные следы или подвергает предмет деформации, расчленяет или иногда даже совсем разрушает его.

Третья форма деятельности — конструктивная , чаще всего гнездостроительная. Она характеризуется наличием определенного более или менее прочного соединения, скрепления предметов или их частей между собой. Чаще всего конструктивная деятельность завершается построением гнезда или, при игровом конструировании, сводится к установлению более или менее определенных, до того не имевших места, связей между предметами.

Четвертая форма деятельности выражается в отвергании предмета, в активном отстранении, отбрасывании, удалении предмета от себя.

Пятая форма деятельности — присвоение предмета, выражающееся в попытках его сохранения при себе, близ себя, в отнимании, в удерживании и даже прятании предмета.

Шестая форма деятельности — орудийное использование предмета, т. е. употребление предмета как вспомогательного средства, орудия действования для достижения при его посредстве того или иного конкретного результата.

Седьмая форма деятельности — двигательно- игровая; в ней осуществляется передвижение предмета как самодовлеющее действие, развлекающее, занимающее шимпанзе самим процессом передвижения.

В каждой форме деятельности можно было обнаружить процессы практического анализа и практического синтеза. Анализ участвует при ознакомительном обследовании, особенно новых материалов, не бывших ранее в обиходе шимпанзе. В результате именно этого анализа шимпанзе либо манипулировал материалом, его осваивал, либо отвергал материал. Анализ осуществляется и при обработке материала, вскрывающей свойства внутренних частей предмета.

В обрабатывающей деятельности, связанной с гнездостроением, происходит взаимопроникновение практических аналитических и синтетических процессов. Действительно, обрабатывая, например, ломая, материал, делая его пригодным для гнездостроения, шимпанзе должен производить анализ в тесной связи с синтезом, так как при обработке материала обезьяна в то же время приспосабливает его для оформления гнезда.

Наблюдая процесс гнездостроения в целом, мы убеждаемся, что анализ проявляется в выискивании, выборе, дифференцировании обезьяной пригодного гнездостроительного материала среди непригодного. Этот практический анализ немедленно после выделения материала переходит в практический синтез в процессе конструктивного объединения материалов в более или менее сложный гнездостроительный комплекс, особенно при воспроизведении сложных двух- и трехслойных гнезд.

При конструировании из однородных материалов простых гнезд шимпанзе, опробовав материал (например, ветки), немедленно начинал обрабатывать его (рвать, ломать) и в процессе обработки включал его в стройку, оформляя того или иного типа гнездо.

В этих случаях анализ и синтез были теснейшим образом взаимосвязаны, ибо обработка и конструирование осуществлялись почти одновременно.

Несомненно, что в этом анализе и синтезе существенную роль играли анализаторы обезьяны — зрительный, осязательный, кинестетический, обонятельный, дававшие сигналы о качестве тех или других, идущих извне раздражителей, — сигналы, перерабатываемые в мозгу животного в соответствии с их биологическим значением для последнего.

В последующем анализе манипулирования шимпанзе с хвойными растениями, мы попытаемся раскрыть динамику структуры форм деятельности шимпанзе.

Следует отметить, что из перечисленных форм деятельности одни применяются обезьяной чаще, другие реже. Соотносительная, сравнительная частота их проявления определяется прежде всего качеством того материала, с которым обезьяна оперирует. При манипулировании с новым материалом, с хвойными растениями — сосной и елью — ознакомительная, или ориентировочно-обследующая форма деятельности осуществляется чаще, чем обрабатывающая; реже мы наблюдали конструктивную форму деятельности; особенно редко применялась игровая и орудийная формы деятельности.

Если мы условно разделим общее количество манипуляций (183), осуществленных обезьяной с хвойными растениями, на три равные части, отражающие три последовательных этапа манипулирования (причем каждая из них будет включать по 61 манипуляции), то мы заметим, что частота применения различных форм деятельности на каждом этапе далеко не одинакова.

На первом этапе ознакомительная форма деятельности осуществляется чаще, чем все другие формы деятельности. Ее применение несколько снижается на среднем и конечном этапе манипулирования с предметами.

Обрабатывающая форма деятельности на последнем этапе осуществляется чаще, нежели вначале.

Конструктивная форма деятельности на среднем и конечном этапе работы применяется реже.

Игровая и орудийная деятельность эпизодически появляется лишь на втором этапе.

Анализ ориентировочно-обследующей, ознакомительной формы деятельности

Обращаясь к анализу ориентировочно-обследующей, или ознакомительной, формы деятельности шимпанзе, прежде всего отметим частоту ее применения при оперировании шимпанзе с хвойными растениями (сосной и елью) — новым для него материалом: он осуществляет всего 80 ознакомительных манипуляций в 44% случаев. На первом этапе — 34, на втором этапе — 26, на третьем этапе — 20 манипуляций.

Это означает, что ознакомительное обследование у шимпанзе постепенно исчерпывается: на среднем и конечном этапах по сравнению с начальным оно уменьшается.

Различные виды хвойных растений, как и разные части одного и того же вида растений, подвергаются неодинаково частому обследованию. Например, 55 обследующих манипуляций шимпанзе направлено на сосну и только 25 на ель.

Обезьяна обследует ветки сосны как целое значительно чаще (30 раз), нежели их части: шишки (20 раз) и особенно отдельные иглы (5 раз).

Аналогичная картина наблюдается при обследовании веток ели. Ветки ели в целом обследуются чаще (18 случаев), нежели шишки, которые обследуются в 5 случаях, или иглы — в 2 случаях.

Таким образом, большие по величине части растений (ветви в целом) чаще подвергаются обследованию, чем более миниатюрные части — шишки, иглы (Табл. 4.1, Табл. 4.2).

В дальнейшем нашем анализе мы попытаемся ответить на следующие вопросы: какие приемы употребляет шимпанзе при ознакомительной форме деятельности, какие рецепторы принимают участие в обследовании предмета, как часто употребляет шимпанзе тот или иной прием, какие виды восприятий может получить шимпанзе в результате обследования им предметов?

Начнем описание приемов зрительного обследования.

Выделение предмета из окружающей среды, дифференцировка объекта из более или менее сложного, связанного с ним комплекса предметов происходит дистантно при помощи зрительного анализатора, после чего шимпанзе берет выделенный предмет в руки и рассматривает его уже вблизи (Табл. 4.2, в).

Направляя взгляд вдаль, шимпанзе (Парис) замечает привлекший его внимание крупного размера объект иногда на довольно большом расстоянии — 1—2 м. Но, чтобы лучше рассмотреть этот предмет, шимпанзе обычно принимает вертикальное положение и спешит подойти к заинтересовавшему его предмету поближе.

Таблица 4.1. Приемы ознакомительной формы деятельности шимпанзе

а — опробование губами ветки ели


Более мелкие объекты (шишки хвойных, чешую, иглы) он рассматривает на более близком расстоянии, при этом он слегка нагибается к предмету или приближает предмет к себе рукой.

Прием рассматривания объекта с более или менее длительной фиксацией глаз на предмете, уже выделенном из комплекса, мы наблюдали у Париса в случае разглядывания детали объекта — например, полости выдолбленной шишки.

Хотя зрительная рецепция объекта уже означает начало выделения объекта из окружающего его фона или комплекса предметов, но подлинное выделение осуществляется лишь тогда, когда шимпанзе берет предмет в руки.

Наиболее частый вид движения при выделении предметов из комплекса — это взятие предмета одной рукой или одновременно двумя руками; только в виде исключения наблюдается у шимпанзе взятие в каждую руку по одному предмету.

Очень редко шимпанзе берет предмет ногой; гораздо чаще, чем ногой, обезьяна схватывает предмет губами, ртом, а иногда даже одними зубами.

Не всегда шимпанзе отделяет предмет от фона. Иногда он ограничивается лишь кратковременным приподниманием объекта указательным пальцем.

Изредка, взяв тот или иной предмет, шимпанзе, не пытаясь приблизить к себе, лишь слегка передвигает, возит его по полу перед собой. Нередко он прикасается к объекту губами, пальцами руки и в виде исключения — пальцами ноги; еще реже шимпанзе употребляет прием поглаживания предмета, проводя пальцами руки вверх или вниз, вперед или назад по его поверхности. Очень редко обезьяна перебирает пальцами выступающие части того или иного сложного по своей структуре предмета (например, раскрытой еловой шишки). Такое перебирание обычно сопровождается рассматриванием предмета (Табл. 4.1, а).

У шимпанзе наблюдается и более углубленное осязательное ознакомление с предметом, осуществляемое посредством нажимания на него сверху, надавливания на него многообразными приемами (при участии внутренней поверхности или тыльной стороны пальцев руки, пальцами ноги).

В наших протоколах зафиксирован и такой прием обследования, как сжимание предмета в одной или сразу в двух руках. Этим способом обезьяна может лучше определить объем, форму, величину, твердость и структуру поверхности предмета.

Довольно многочисленны случаи принюхивания шимпанзе к обследуемым предметам, иногда многократного по отношению к одному и тому же объекту, иногда осуществляемого опосредованно, своеобразным приемом: указательным пальцем шимпанзе прикасается к интересующему его предмету, вслед за чем нюхает свой палец.

Таблица 4.2. Приемы ознакомительной формы деятельности шимпанзе

б — ощупывание пальцами шишки ели
в — вытягивание ниток из марли


Как уже было упомянуто, зрительная дифференцировка предметов немедленно сочетается у шимпанзе с кинестетической активностью, выражающейся во взятии, отделении, разъединении объектов от прилежащих к ним других (шимпанзе осуществляет это чаще всего при помощи пальцев рук, реже губ и еще реже пальцев ног). В этих случаях очевидна содружественная деятельность зрения и кинестезии.

На основании рассмотрения приемов ознакомительного обследования обезьяной предметов мы можем установить следующие зафиксированные приемы: рассматривание, прикосновение, ощупывание, сжимание, разбирание, выбирание, приподнимание и опускание, обнюхивание, прикладывание к губам, опробование па вкус, поглаживание и др. (Табл. 4.2, б).

Имеется большое многообразие приемов, связанных с кинестетической рецепцией, нежели со зрительной и особенно обонятельной и вкусовой.

Включение обонятельной и вкусовой рецепции, сигнализирующей обезьяне о наличии тех или иных запахов и вкусов, связано, по-видимому, с определением съедобности или несъедобности предоставленных обезьяне хвойных растений или их частей, одни из которых она иногда съедает (красные молодые шишки ели), другие (иглы) не ест.

Небезынтересно осветить развитие ознакомительной деятельности шимпанзе, т. е. последовательность в применении ознакомительных приемов при каждом обращении обезьяны к манипулированию с тем или другим объектом.

Оказывается, что хотя обезьяна весьма часто применяет ознакомительную форму деятельности по отношению к хвойным растениям, однако в подавляющем большинстве случаев она весьма кратковременно осуществляет эту деятельность, переходя к другой форме деятельности.

Из 40 случаев оперирования с хвойными растениями обезьяна сделала 80 опознавательных манипуляций.

При этом

одноактная ознакомительная манипуляция осуществлялась — 35 раз [98]
двухактная ознакомительная манипуляция осуществлялась — 14 раз [99]
трехактная ознакомительная манипуляция осуществлялась — 1 раз [100]
четырехактная ознакомительная манипуляция осуществлялась — 1 раз [101]
пятиактная ознакомительная манипуляция осуществлялась — 2 раза [102]

Эта табличка показывает, что чаще всего шимпанзе производит лишь одну ознакомительную манипуляцию, после чего обращается к другим формам деятельности; значительно реже он осуществляет две ознакомительные манипуляции; крайне редко — три-четыре-пять ознакомительных действий, непрерывно следующих одно за другим.

Это указывает, что шимпанзе больше склонен производить короткое и быстрое ознакомление с внешним видом предмета, нежели длительное и сосредоточенное обследование его.

На основании рассмотрения частоты применяемых тех или иных приемов обследования хвойных растений мы можем заключить о характере восприятий шимпанзе, получаемых па базе ознакомительно- обследовательских манипуляций шимпанзе с новыми для него объектами, об опознавании обезьяной их свойств.

Шимпанзе точно локализует предметы в пространстве, он дифференцирует их от окружающих топографически прилежащих объектов; он различает вид объекта, его протяженность, величину, форму, цвет. Шимпанзе немедленно замечает молодые красные шишки ели и тотчас же подвергает их обследованию. Он выделяет детали предметов. Обнаруживается явное различение обезьяной в ветках хвойных растений у сосны и ели таких частей, как шишки, иглы, чешуи, ствол.

Разнообразные кинестетические и осязательные приемы обследования предмета позволяют шимпанзе воспринимать объем, вес, величину, протяженность, форму объекта, структуру его поверхности (гладкость, колкость), твердость, плотность, эластичность. Не случайно обезьяна крайне осторожно обращается с колкими растениями.

Таким образом, даже такой сравнительно однородный материал, как ветки хвойных растений, в результате многообразных приемов их обследования обезьяной дают возможность получить специфические и разнообразные восприятия свойств обследуемых ею предметов. В последующем обезьяна использует знание этих свойств в более сложных формах ее деятельности: игровой, конструктивной, и это указывает на большое значение ознакомительного манипулирования обезьяны с предметами, как обогащающего ее восприятиями, составляющими основу для возникновения высших форм проявления ее активности, связанной с участием процессов элементарного мышления (о чем подробнее сказано ниже).



[98] Например, шимпанзе только касался рукой куста ели, а потом оставлял ее.

[99] Шимпанзе дотрагивался пальцем до ветки ели, нюхал палец.

[100] Шимпанзе три раза принюхивался к обчищенной им шишке ели.

[101] Шимпанзе нюхал ветку, возил ее перед собой по полу, опять нюхал, касался ее губами.

[102] Шимпанзе нажимал на ветку ели тыльной стороной пальца руки, возил ветвь по полу, прикасался к ветке губами, потом прикасался к ней пальцами ноги, потом сильно нажимал на ветку пальцами.