Совершенствование решений задач при повторном конструировании

Отмечая типы ошибочных решений у шимпанзе, мы должны теперь проанализировать, может ли быть совершенствование этих решений при повторном выполнении им задач на конструирование. Для этого рассмотрим варианты окончательного решения в 114 опытах (двух серий опытов по 57 в каждой). Положительных решений было: в первой серии — 71%, во второй — 79%; (т. е. на 8% выше).

Это важно отметить потому, что во второй серии опытов задачи, несомненно, были значительно сложнее, чем в первой, так как обезьяне давались трех- и четырехэлементные воспроизведения. В первой серии двухэлементных репродукций было 26, трехэлементных — 16, четырехэлементных — 8, пятиэлементных — 1 (всего 51); во второй серии двухэлементных репродукций было 31, трехэлементных — 20, четырехэлементных — 11, пятиэлементных — 1 (всего 63).

В первых 30 пробных опытах на выполнение двухэлементных конструкций правильных решений было 23, т. е. 76%; в последних 26 опытах их было 23, т. е. 84%. И это несмотря на то, что во второй половине опытов в группу избираемых включались лишние элементы, которые, несомненно, осложняли условия выбора искомого элемента, необходимого для конструирования.

Аналогичный вывод намечается при анализе конструирования трехэлементных составных фигур; и в этом случае в первых 20 опытах было 14, т. е. 70% правильных решений; в последних 16 опытах тоже 14, т. е. 87% таких решений.

В процессе конструирования обезьяной составных четырехэлементных фигур также наблюдается некоторое совершенствование, т. е. в первой серии из 10 опытов положительных решений было 50%, во второй серии опытов — 55% (правильность выполнения выше на 5%). И, наконец, из второй серии опытов конструирования пятиэлементных фигур в первом опыте задача решается обезьяной не самостоятельно, в то время как в последнем (после четырех пробных вариантов) — почти самостоятельно.

При сравнении совершенствования процесса конструирования различной сложности фигур обнаруживается, что чем сложнее фигуры, тем это совершенствование меньше, т. е. во второй половине опытов каждой серии (двух- и трехэлементные фигуры) оно находится в пределах 17%; при четырех-, пятиэлементных фигурах оно равняется всего 5%.

И, наконец, мы должны указать на случаи совершенствования процесса конструирования при повторной репродукции той же самой фигуры.

Начнем с анализа совершенствования технического приема в установке единичных фигур при изменении их положения.

Например, четырехгранную призму Иони правильно ставит в вертикальное положение в первом же опыте. Но четырехгранные призмы разные по длине он не сразу, а после ряда опытов может поставить, будучи явно не в состоянии точно координировать движения рук, обеспечивающие постановку призм в устойчивое положение.

Навык постановки одного элемента на другой после 27 опытов конструирования многоэтажных фигур и на этот раз побуждает его ставить призмы одну на другую. Более короткие призмы он сразу переводит из горизонтального положения в вертикальное. Лишь после 29 опытов Иони оперирует правильно и с конусообразными фигурами, правда, не сразу, а пытаясь сперва поставить их основанием вверх и практически познав невозможность этого.

Труднее дается обезьяне перемещение фигур из вертикального положения в горизонтальное. Как нам кажется, эта операция трудна для обезьяны в данном случае не столько из-за отсутствия технических приемов, сколько из-за того, что обезьяна имеет навык ставить фигуры вертикально.

Проанализируем особенности подражательной конструктивной деятельности шимпанзе при повторном воспроизведении двухэлементных фигур.

Например, в опыте 3 обезьяне впервые предлагается образец из двух элементов (вертикальная призма покрыта полусферой); шимпанзе решает задачу с некоторой помощью экспериментатора, который дважды строит образец в его присутствии, указывая ему на базовый элемент, и еще раз демонстрирует образец, когда шимпанзе не сразу накладывает второй элемент на первый.

В опыте 4 шимпанзе решает ту же задачу более самостоятельно: он сам берет оба элемента в должной последовательности и сам составляет из них требуемую фигуру. В опыте 5 шимпанзе сначала берет элементы не в нужном порядке, т. е. начинает выбор с верхнего элемента, но исправляет свою ошибку, отбрасывает этот элемент и, заменяя его нижним, правильно конструирует фигуру. В опытах 6 и 7 шимпанзе допускает некоторую небрежность наложения верхнего элемента, кладя его верхним концом вниз, но так как тот не держится, он быстро перевертывает элемент в нужное положение.

Сравним все это с решением второй двухэлементной комбинации, состоящей из вертикально стоящей четырехгранной призмы и горизонтально положенной на нее призмы такой же формы и величины. Иони сразу решает задачу, беря элементы в нужном порядке, начиная с нижнего, и располагает их верно; только он несколько смещает горизонтальную призму, кладя ее не строго посредине на нижний элемент, а несколько сдвигая к одному краю.

Например, в опыте 11 при решении той же задачи Иони не кладет, а ставит второй элемент за первым, не добиваясь полного сходства образца и конструируемой им фигуры. В опыте 58 Иони конструирует также правильно: он лишь пробует приставлять призму вертикально, но тотчас же сам исправляет ошибку, т. е. кладет призму горизонтально.

В опыте 61, где нижняя призма короче верхней, шимпанзе опять ставит призмы одну на другую вертикально, а потом делает конструкцию, совершенно противоположную фигуре-образцу: он кладет нижнюю призму и ставит вертикально верхнюю, волнуется и не доводит задачу до успешного решения. И только при повторном предложении той же задачи и после двух повторных проб составления вертикально поставленных призм обезьяна делает правильную конструкцию, ставя более длинную призму и кладя на нее более короткую.

В следующей серии повторных опытов конструкции той же комбинации, где в образце нижней фигурой была не призма, а цилиндр, а верхней — горизонтально положенная призма, именно приведение верхнего элемента в лежачее положение оказывается для шимпанзе затруднительным; он не кладет, а ставит призму.

При аналогичной задаче, например в опыте 35, Иони осуществляет три пробные конструкции, ошибаясь во взаимном наложении элементов; он берет вместо базовой фигуры не цилиндр, а призму, ставит правильно цилиндр, но не умеет наложить призму горизонтально; он преуспевает в решении лишь с помощью экспериментатора, который придерживает нижний элемент, придавая ему устойчивость, что помогает обезьяне правильно расположить верхний элемент.

И в данном случае дело не только в трудности технического приема придания верхней фигуре горизонтального положения, но и в известном навыке ставить фигуры, а не класть их.

Эта ошибка в воспроизведении той же комбинации элементов проявляется и в последующем опыте (52), в котором Иони, вопреки многократному показу фигуры-образца, не исправляет неправильной конструкции.

Только в опыте 53, после того как экспериментатор показывает прием поворота верхнего элемента из вертикального положения в горизонтальное, шимпанзе усваивает этот прием, и в опытах 54, 55 он без затруднений кладет вторую фигуру на первую.

В опыте 56, где четырехгранная призма дается более длинной, чем в опытах 53—55, шимпанзе опять пытается поставить ее вертикально на первый элемент, но немедленно исправляет ошибку при вторичном показе экспериментатором образца.

В опыте 57, аналогичном по заданию, шимпанзе сам исправляет ошибку: положенную им сперва неправильно на цилиндр призму, кладет сначала на ребро, а потом на плоскость.

В опыте 87 при воспроизведении той же задачи, но при включении в группу избираемых пяти лишних элементов шимпанзе, в соответствии с фигурой- образцом, совершенно точно избирает оба компонента составной фигуры, но неправильно их соединяет, делая ошибку в их взаимном расположении.

Совершенно очевидно, что известное сходство соединяемых элементов весьма затрудняет уподобление фигуры-репродукции фигуре-образцу.

Совершенствование в конструировании этого типа комбинации, намечавшееся в опытах 53, 56, 62, утрачивается в более позднем опыте (87). Все же, за исключением этих последних случаев конструирования, следует отметить, что чем больше элементов, составляющих фигуры-образцы, тем меньше совершенствуется обезьяна в их репродуцировании.

Конструкция, сходная по типу с теми, которые применялись в опытах 6 и 7, дается в опыте 51 и 89, где нижним элементом был цилиндр, а верхним — полусфера. В обоих опытах шимпанзе правильно объединяет оба элемента, хотя в опыте 89 сначала он ошибается в выборе элементов, взяв вместо полусферы узкую пластинку и тетраэдр.

При повторном воспроизведении двухэлементных фигур, где нижним был узкий цилиндр, верхним — палочка на диске, Иони сразу конструирует правильно. Но при включении в группу избираемых пяти лишних элементов не сразу, а после ошибок и разбора экспериментатором фигуры-образца шимпанзе находит верхний элемент и соединяет его с нижним.

В аналогичном опыте, также включающем лишние элементы, Иони, правильно отыскав среди них верхний, опять-таки затрудняется в выборе второго элемента и немедленно его находит среди шести избираемых только после разбора экспериментатором на составные части фигуры-образца, что тотчас же содействует исправлению ошибочного выбора и сооружению правильной копии.

При аналогичной задаче, где нижний элемент представляет собой не узкий, а широкий цилиндр. Иони правильно начинает выбор, берет верхний элемент из четырех предложенных (при наличии двух ненужных фигур в группе избираемых), но в поисках второго (нижнего) элемента опять ошибается, но затем самостоятельно заменяет фигуру правильной и составляет конструкцию безупречно.

В сходной задаче (опыт 83), точно так же при наличии двух лишних элементов в группе избираемых, шимпанзе ошибается в выборе нижней фигуры, смешав широкий цилиндр с узким, но быстро после замечания экспериментатора поправляется, заменив неверно избранный нижний элемент другим и, правильно избрав верхний элемент, правильно составляет из них двухэтажную конструкцию.

При повторной репродукции двухэлементных фигур, где нижними элементами являются цилиндры, верхним — маленький кубик, Иони сразу репродуцирует конструируемую фигуру правильно; он точно избирает требующиеся для конструирования фигуры, при наличии двух лишних элементов, но не сразу приходит к точному соотношению верхнего и нижнего элементов, ставя первый на второй, а не обратно, впрочем, быстро и самостоятельно исправляет ошибку.

Безупречно решены и по выбору и конструированию задачи в повторно воспроизведенных опытах 18 и 84, где на нижнем элементе (широком цилиндре) помещен верхний элемент (полусфера). Следует отметить, что здесь имел место превосходный выбор двух нужных элементов из группы пяти — семи избираемых, среди которых находились ненужные элементы. Это свидетельствует о способности Иони к точному самостоятельному расчленению образца и умению узнавать в группе избираемых элементы, требующиеся для конструирования им фигур в соответствии с показанным образцом.

Совершенствование мы наблюдаем при конструировании обезьяной двухэлементных фигур, где нижним элементом является узкий цилиндр, верхним — накрывающая его доска (опыт 36). Июни в этом опыте делает несколько пробных вариантов соединений, совершенно не учитывая статики фигур, в частности доски, которую он то пытается поставить под цилиндр, то на цилиндр. После четырех проб Иони помещает доску на цилиндр в нужном положении — горизонтально. Приведение предмета в горизонтальное положение представляет для него особые трудности.

В опыте 75 шимпанзе ошибается лишь в выборе фигур, а предмет кладет правильно.

При повторной конструкции двухэлементных фигур, где нижним элементом служит большой куб, а верхним — стоячая четырехгранная призма, Иони затрудняется лишь в установке высокой призмы, которая из-за недостаточно точной координации рук сначала падает; потом он все же устанавливает ее так, как надо.

В аналогичном опыте Иони (при наличии лишних фигур в группе избираемых) сперва смешивает четырехгранную призму с узким цилиндром, но потом исправляет ошибку и конструирует совершенно точно.

В двух повторных опытах, в которых также нижним элементом является куб, а верхним — призма, положенная горизонтально, Иони сперва пытается ставить призму, а потом переводит ее сам в горизонтальное положение.

Таблица 1.25. Варианты конструирования трехэлементных фигур

I — образец, II — избираемые, III — репродукции


При повторном конструировании двухэлементных фигур, где нижний элемент — куб, а верхний — конус, Иони не сразу ориентируется в выборе элементов для конструирования; лишь после разбора фигуры-образца экспериментатором он совершенно точно выбирает и соединяет оба элемента.

В аналогичном опыте при наличии не двух, а пяти лишних фигур в группе избираемых Иони только после ошибок конструирует правильно. Избрав первый элемент (куб) верно, он при выборе второго элемента смешивает конус с полусферой, а затем затрудняется в конструировании, ставя конус не на куб, а рядом с ним, и исправляется только после требования экспериментатора.

Проследим, наблюдается ли у шимпанзе совершенствование в воспроизведении им трехэлементных фигур? Для этого сравним выполнение заданий в опытах, где базовой фигурой является куб; на нем стоит широкий цилиндр, а сверху — четырехгранная призма.

В опыте 17 фигура строится правильно после четырех пробных вариантов, а в опыте 20 после двух пробных вариантов шимпанзе не решает задачу. В опытах 21 и 26 основной нижней фигурой является куб (Табл. 1.25). В одном из опытов Иони решает задачи правильно после четырех пробных вариантов и после указания на пропуск базовой фигуры.

В следующей серии опытов базовым элементом служил куб, вторым — широкий цилиндр (вогнутый), а в нем шар.

При первом предъявлении фигуры-образца шимпанзе осуществляет четыре пробных варианта конструирования; в подобном же опыте (68) он делает семь вариантов, а в опыте 100, где в группе избираемых находятся пять лишних элементов, шимпанзе избирает только нужные фигуры для конструирования, но решает задачу правильно уже после трех пробных вариантов и после расчленения фигуры-образца экспериментатором.

В аналогичных по задаче опытах 85 и 113 базовой фигурой служит цилиндр, на котором лежит дощечка, на ней стоит палочка на диске; в группе избираемых три лишних элемента. В опыте 85 Иони один раз ошибается в выборе элементов и делает правильную конструкцию после трех пробных вариантов и двукратного разбора фигуры-образца экспериментатором. В опыте 113, где в группе избираемых также три лишних элемента, шимпанзе тоже всего один раз ошибается в выборе нужного элемента и справляется с задачей после одного пробного варианта и указания экспериментатора на фигуру-образец. Улучшение конструирования в повторном опыте очевидно.

Таблица 1.26. Варианты конструирования четырехэлементных фигуры

I — образец, II — избираемые, III — репродукции


И, наконец, в опыте 107 Иони осуществляет два пробных варианта решения. В опыте 108 он выполняет ту же задачу в более трудных условиях — при наличии в группе избираемых трех лишних элементов. Иони сразу верно избирает требуемые элементы и репродуцирует нужную фигуру. Эта задача выполнена, бесспорно, лучше. Но, несмотря на это, шимпанзе все же в дальнейшем неверно решает задачу, почти аналогичную предыдущей, в опыте 109, который отличается только тем, что на кубе вместо двух четырехгранных призм поставлены два цилиндра. Эту задачу и после четырех пробных вариантов Иони не решает.

Таблица 1.27. Варианты конструирования четырехэлементной фигур

I — образец, II — избираемые, III — репродукции


Таблица 1.28. Варианты конструирования трехэлементной фигуры

I — образец, II — избираемые, III — репродукции


Совершенствования не наблюдается при выполнении некоторых четырехэлементных конструкций.

В более поздних опытах (49 и 110, 111 и 117) шимпанзе выполняет задачу даже хуже, чем в начальных. Задачу 49 он решает правильно после двух пробных конструкций; задачу 110 ее решает и после 14 пробных конструкций; задачи 111 и 117 — лишь после выполнения пяти пробных конструкций.

Интересно проследить пробные решения в этих аналогичных опытах.

Опыт 49 следовал после опытов 46, 47, 48, когда шимпанзе имел дело с довольно сходным конструированием, связанным с наложением доски на два рядом расположенных элемента.

Опыту 110 предшествовали шесть опытов, когда на базовом элементе (большом кубе) располагались стоящие рядом фигуры. Когда эти фигуры покрыли сверху, то Иони явно растерялся и, начав с самого верхнего элемента (доски), явно обратившего на себя внимание, не уловил его связи с лежащими ниже элементами и уже пробовал соединить элементы наугад, только приблизившись к решению, но не доведя его до конца.

В ближайшем опыте (111), где средние, рядом стоящие элементы были менее закрыты четвертым элементом, Иони, хотя и после пяти проб, самостоятельно решает задачу.

Ясно, что аналитико-синтетический процесс в решении тех же задач не идет трафаретным, стандартным путем.

Все же, за исключением этих особых случаев конструирования, следует отметить, что чем больше элементов, составляющих фигуры-образцы, тем меньше замечается совершенствования в их выполнении (Табл. 1.26Табл. 1.28).