Выводы

В понятие «ориентировочно-исследовательской деятельности», как более общее, мы включаем понятия: «любопытство», «ориентировочный рефлекс», «манипулирование» и т. д. Высокую степень развития «исследовательской деятельности» мы считаем одной из основных предпосылок образования высших форм поведения и интеллекта. Яркое проявление этого импульса у обезьян является наиболее характерной чертой, отличающей их поведение от поведения других млекопитающих. Наблюдение и экспериментальное изучение этой стороны деятельности у павианов-гамадриллов и макаков-лапундеров в Сухумском питомнике ВИЭМ дает картину чрезвычайной живости и многообразия ориентировочных реакций у обезьян и богатства форм воздействия на предметы, привлекшие их внимание. Устремление к объектам оказывается сложным по своей природе и обусловлено несколькими факторами. Прежде всего, оно вызывается новизной объекта, причем достаточно изменения цвета, формы или величины привычного предмета, чтобы вновь привлечь к нему внимание. Кроме новизны, влечение к объекту зависит от степени его доступности, свободы манипулирования им, податливости его на воздействия и возможности владеть им, унести его. Все это, очевидно, связано со стремлением активно воздействовать на предмет.

Параллельные эксперименты с медвежатами показали, что у них меньше внимания к самому предмету; у них нет выраженного исследования объекта, выделения деталей, расчленения предмета, нет того богатства форм воздействия на предмет, какое наблюдается у обезьян: предметы служат преимущественно средством двигательных упражнений.

Работая с тем или другим объектом, обезьяна осуществляет своеобразный практический его анализ: выделяет мелкие детали, расчленяет, разбирает, разрушает. Моментов практического синтеза в процессе манипулирования нами замечено очень мало. Обостренное внимание ко всяким новым явлениям в окружающей среде, всегда живая, почти непрерывная «исследовательская деятельность» обезьян, наряду с высоким развитием органов восприятия (особенно глаз) и движения (рук), обусловливают богатство накапливаемого опыта и создают широкую базу для формирования навыков. Характер воздействий, которым обезьяна подвергает объекты, говорит за то, что ее «исследовательский импульс» генетически связан с процессом питания. Есть основания связывать его проявление и с потребностью в движении. Во всяком случае, он достигает здесь такой высокой степени развития, что приобретает самостоятельное значение и функционирует независимо от пищевого устремления. Он может сам по себе служить основой выработки сложных навыков.

Это подтверждается экспериментом, в котором обезьяны научились отмыкать проблемный ящик «экспериментального комода» без всякого пищевого подкрепления. Стремление манипулировать любым предметом, не имеющим даже отдаленного сходства с пищей, способность замечать детали и расчленять сложное, — все это является первой предпосылкой проявления умения пользоваться вещью как орудием, в самом примитивном смысле этого слова.