Занятие 12-е, 23 июля 1946 г.

В оп. 76 в качестве орудия предлагается небольшой, в размер трубы, железный пестик.

Парис немедленно употребляет этот предмет для проталкивания свертка и достает последний. Но, когда вслед за тем у Париса просят жестом и словом этот пестик обратно, он не отдает его, взволнованно ухая. Этот твердый металлический объект является для шимпанзе особенно развлекающим. Он всовывает пестик в дверную щель, пытаясь ломать дверь, бегает с ним, кричит, держа в руках; при повторении просьбы, использует его для игры с другими обезьянами.

Выставив пестик за жерди клетки, Парис как бы отдает его, а потом, когда появляется опасность утраты при подходе кого-либо, втягивает его внутрь клетки. Затем, подставив конец пестика под низ двери или в щель, он рычаговым движением, нажимая на пестик сверху, пытается ломать дверь.

В оп. 77 для использования в качество орудия предлагается тоненькая облиственная веточка длиной в 64 см; ею можно проталкивать сверток в трубе, используя основной нижний конец.

Парис трижды проталкивает ее и при сильном нажиме на нее ветвь ломается. Тогда он изменяет приемы действия: он то вводит в трубу ветвь два раза с дальнего от себя конца трубы, то перевертывает конец ветки и несколько раз продвигает его в трубу, но свертка не проталкивает.

Как и обычно, в случае оперирования с укороченным против требуемого размера орудием, шимпанзе после вставления веточки в трубу запускает туда и свои указательные пальцы то с одной, то с другой стороны трубы, то с двух концов одновременно и он выталкивает сверток.

В оп. 78 в качестве орудия дается лучина длиной в 58 см, легко проходящая в отверстие трубы.

Парис, несмотря на новизну орудия, немедленно употребляет его и, несколько раз проталкивая орудие сквозь трубу, достает сверток.

В оп. 79 в качестве орудия предлагается плоская лучина (длиной в 31 см, шириной на одном конце в 13 см, на другом — 3 см), проходящая в трубу лишь с более узкого конца.

Шимпанзе, взяв орудие, не употребляет его для проталкивания, а, отломив от целой лучины короткий отщеп, действует им. Он сует его в трубу, но скоро бросает, заметив лежащий вблизи, оставшийся от прежнего опыта, зеленый прутик. Взяв и пропустив этот прутик сквозь трубу, но не зацепив свертка, Парис заменяет его зеленой палочкой, но и эту палочку два раза безрезультатно проталкивает сквозь трубу, не зацепив свертка (недостаточно плотно заложенного, а потому оставляющего просвет между ним и стенкой трубы). Тогда Парис употребляет палец, засовывая его то с одного, то с другого конца трубы, но, конечно, не может достать приманку.

Теперь он опять берет маленькую, только что им откинутую зеленую палочку и всовывает ее в трубу, потом схватывает прежний зеленый прутик и, безрезультатно использовав его, снова берет и проталкивает палочку, а потом опять прутик, не вытолкнув, однако, приманку.

После тщетных попыток использовать слишком короткие и тонкие палочки Парис снова обращается к употреблению собственных пальцев. Он то всовывает с обоих отверстий трубы свои указательные пальцы, то, смотря в одно из отверстий трубы, запускает в противоположное отверстие мизинец, а потом опять указательный палец, просовывая его то с одного, то с другого конца трубы. Вслед за неудачным использованием указательного пальца Парис снова берет и употребляет для проталкивания зеленый прутик. Прутик в процессе проталкивания ломается, тем не менее немного продвигает сверток к краю отверстия трубы. Парис начинает подтягивать сверток пальцем, а потом вынимает его губами. Данная для употребления; лучина Парисом совершенно не используется.

В оп. 80 для проталкивания дается полоска узкого толстого картона длиной 61 см, легко проходящего через отверстие трубы. Парис вводит ее в трубу и выталкивает сверток с лакомством.

В оп. 81 дается той же длины (61 см) более широкая полоска картона, не проходящая в трубу без предварительной обработки. Парис тем не менее три раза пытается протиснуть ее в трубу. Картон при этом ломается.

Тогда Парис заменяет его маленькой зеленой палочкой, но, приложив ее к отверстию трубы, оставляет ее и снова схватывает отрезок картона; теперь он расщепляет его то мизинцем, то указательным пальцем как с одного, так и с другого конца. Вследствие чрезмерного укорочения отрезка картона и короткости имеющихся в распоряжении Париса зеленых палочек все пути к доставанию свертка закрыты.

В оп. 82 Парису дается большая толстая лучина, ни одним из своих концов но проходящая в отверстие трубы.

Взяв ее, Парис немедленно расщепляет ее вдоль, удачно отламывает достаточно длинную щепку и проталкивает ее в трубу, достав сверток.

В оп. 83 еще раз дается длинный (61 см) и широкий отрезок толстого картона, по своей ширине не проходящий в трубу и требующий предварительной обработки.

Следует отметить, что Парис, видимо, был уже утомлен; вначале он не шел на зов, лежал в углу своей клетки и когда ему бросили даже лакомую ягоду, он не взял ее в руки.

Через некоторое время, по-видимому, отдохнув, он подходит к экспериментатору, берет трубу и предложенный ему отрезок картона и сразу ломает картон, расщепляя и расслаивая его.

Таким образом, обработанный картон в качестве орудия не годен, так как не сужен, а беспорядочно расслоен, и Парис это явно замечает; теперь он использует в качестве орудия проталкивания сначала свой палец, потом небольшие зеленые прутики — сначала один, потом второй. Так как эти прутики тонкие и короткие, Парису при их помощи не удается вытолкнуть сверток, тогда он запускает в трубу свой указательный палец и заглядывает в отверстие трубы с другого ее конца. Потом шимпанзе берет опять отрезок картона, но тотчас же бросает его.

Далее он идет в другой, дальний угол клетки и приносит оттуда положенный им в начале занятия железный пестик, который всовывает в трубу и выталкивает сверток.

В оп. 84 в качестве орудия дается той же длины, но еще большей ширины, чем в оп. 83, отрезок картона.

Взяв в руку картон, Парис тем не менее не использует его для проталкивания, а всовывает в трубу свой указательный палец. После неудачи в выталкивании свертка пальцем шимпанзе все же, имея неподходящий по величине картон, не пытается орудовать им, а старается расслоить его; это действие не уменьшает ширину картона, и подобная обработка оказывается бесполезной, что Парис явно замечает; он уже не просовывает обработанный картон в трубу; вместо картона Парис берет маленький зеленый прутик, безрезультатно проталкивая его в трубу.

Тогда ему дополнительно дается толстая щепка. Немедленно шимпанзе разгрызает ее зубами, удачно расщепляет вдоль и успешно использует отщепленный конец для проталкивания свертка.

В оп. 85 в качестве орудия дается отрезок фанеры длиной в 55 см, шириной большей, чем отверстие трубы. Чтобы протолкнуть фанеру в трубу надо предварительно сузить ее.

Парис, видимо, уже устал к началу этого опыта; он лежит в тени, в углу клетки и не реагирует даже на подбрасываемые ему издали ягоды. Только когда одна из ягод докатилась к нему поближе, он поднимает ее и вслед за тем собирает с разных мест пола клетки остальные ягоды.

Отдохнув, Парис берет трубу, запускает в нее свой первый палец, потом берет маленькую палочку, но не использует ее, а бросает; вместо нее схватывает отрезок фанеры и прикладывает его к отверстию трубы, как бы сравнивает; после этого настойчиво начинает грызть фанеру, вслед за чем приставляет ее опять к трубе, но не расщепленной, более узкой, а более широкой стороной.

Потом Парис пытается снова расщеплять фанеру; ему удается расщепить ее вдоль, получив тонкую, но короткую лучину.

Тем не менее, он вставляет эту лучину в отверстие трубы, пытается с усилием протолкнуть вслед за ней квадратный кусочек отщепленной фанеры, но это ему не удается.

Чтобы помочь (оп. 86), ему предлагается большая щепка, как легче расщепляемый материал. От этой последней он сразу отделяет зубами длинную лучину и проталкивает ее сквозь трубу, нажимая на нее пальцем и тем самым выталкивая сверток.

В оп. 87 в качестве орудия шимпанзе дается длинная палка (53 см), один конец которой легко проходит в трубу, а второй завязан бумагой и сукном, образуя род набалдашника (Табл. A.22).

Парис берет палку, немедленно снимает обвязку из бумаги и сукна, засовывает освобожденную палку в трубу и выталкивает сверток.

В оп. 88 один из концов предлагаемой палки оформлен иначе: на него надета резиновая труба (Табл. A.23). Парис сразу замечает последнюю и начинает снимать се с конца палки. Освободив с некоторым усилием палку, он проталкивает ее в железную трубу и достает сверток.

Таблица A.22. Палка с утолщенным концом, обвернутым бумагой и сукном


Таблица A.23. Палка с надетой резиновой трубой


В оп. 89 дается связка из пяти палочек (по 25 см каждая), скрепленных с двух сторон (на 2—3 см от концов) веревочками.

Взяв эту связку в руки, шимпанзе сразу сует ее в трубу, но хотя она проходит в трубу, он тем не менее вытягивает ее обратно, пытается развязать или сломать в место завязок; развязывание узлов он производит и руками и зубами; освободив из узла веревку, он пытается ее размотать.

Развязав один узел, шимпанзе обращается к развязыванию второго, также действуя и зубами и руками, повторно и настойчиво применяя те же приемы. Наконец, Парис так растрепывает завязки, что освобождает все палочки; одну из палочек он берет, продвигает в трубу и вынимает ею сверток.

В оп. 90 (Табл. A.24) Парису также дается связка из пяти палочек, на концах скрепленных веревкой; четыре из них — длиной в 20 см, а одна значительно длиннее (40 см) и на 20 см выступает вперед; не вынимая ее из общей связки, Парис может вытолкнуть ею сверток из трубы (длиной в 19,5 см). Толщина комплекса палок такова, что весь комплекс не может пройти в трубу.

Парис явно утомлен; сначала при подаче ему трубы он не идет ее брать, лежит на полу, реагирует лишь на подкатываемые ему ягоды, схватывая их. Несколько позднее он берет трубу и предлагаемую связку палочек, но сразу начинает развязывать их, оттягивая зубами и губами завязки, освобождая палки. Уже в начало процесса развязывания Парис выделяет самую длинную палку: ее он схватывает руками, тянет сильнее всех; так как эта палка зажата другими и не легко поддается вытягиванию, он схватывает ее свободный конец зубами, высвобождает, проталкивает ее в трубу и вынимает сверток.

Таблица A.24. Связка из пяти палочек, одна из них большей длины


В оп. 91 дается аналогичная по форме и структуре соединения лишь более длинная связка из четырех прямоугольных палочек, скрепленных в более тесно спаянный комплекс: три палочки длиной в 30 см, а одна палочка длиной в 45 см выступает из других на 15 см; этой палочкой можно протолкнуть сверток лишь после ее отделения от всего комплекса.

На этот раз Парис поступает иначе, чем в предыдущем опыте: шимпанзе сразу ломает выступающую палочку и отделяет ее от общей связки. После некоторого перерыва (вызванного приносом еды) он берет трубу со свертком и пытается прежде всего просунуть в нее свой палец. Потом он начинает развязывать пучок завязанных на двух концах четырех палочек, порой издавая глухой мыкающий звук. При этой операции он пускает в дело и руки, и зубы, особенно настойчиво пытаясь распутывать пальцами левой руки завязки на одном конце пучка палок, держа последние и трубу в правой руке.

Затем, положив трубу на пол, шимпанзе распутывает и развязывает скрепы на связке двумя руками и зубами; размотав две обвязки и развязав узелок, не до конца освободив палки, Парис зацепляет на клык оттянутую петлю завязки и тянет ее к себе, пытаясь оборвать. Хотя он мог бы снять эту петлю обмотки с конца пучка палок, он этого не делает, а старается опять развязывать узел или обрывать петлю, снова зацепив ее клыком и оттягивая в противоположную сторону пучок, держа его двумя руками или крутя у узла. Иногда он издает при этом мыкающий звук. Наконец, он обрывает веревку, освобождает одну из палок и, просунув ее в трубу, достает сверток.

В оп. 92, последнем опыте этого занятия, дается опять очень разветвленная ветка длиной в 130 см и шириной ветвлений в 100 см.

Парис прежде всего использует ветвь как гнездовой материал. Он раскладывает ее близ себя, располагая на полу обычными приемами, помыкивая при этом. Сидя в углу клетки, наломав ветвей и разложив их близ себя полукругом, заплетая их с периферии, сложив особенно густо у ног, Парис, как обычно, издает похрюкивающий звук.

Потом он подходит к трубе, лежащей поодаль, борет ее в руки; далее он отделяет часть особенно толстого стебля, лежащей в гнезде облиственной ветки, и, не обрывая листьев, запускает конец стебля в трубу и выталкивает сверток.