Занятие 23-е, 2 сентября 1946 г.

В ряде опытов этого занятия (301—302; 310—314) проверяется способность шимпанзе к составлению элементов (Табл. A.110Табл. A.111): дается дощечка с отверстием, в которое вставляется втулка; в другом ряде опытов (303—309) анализируется его умение использовать в качестве орудий различные предметы.

В оп. 303 Парису дается большая труба и в качестве орудия — пучок соломы с кое-где торчащими колосками.

Парис тотчас же усматривает колоски, берет один, пробует его губами, берет второй, отрывает колосок, подносит его к носу, тянет в рот, пробует, берет новый колосок, расщипывает его, нюхает, издавая длительно и повторно мыкающий звук. Жует колосок, находит новый, вырывает его, жует и ест. Еще колосок обрывает, еще находит, жует и съедает. Только теперь он берет в руки трубу, пытается протолкнуть в нее пучок связанной соломы, но растрепанность пучка на конце не позволяет Парису всунуть его в трубу сразу. Тогда, оставив солому, Парис сует в трубу палец, потом стебель ромашки, затем, вытянув из пучка одну соломинку, протянув ее через всю трубу, вдобавок запустив свой палец, он все же вытягивает сверток.

В oп. 304 при подаче Парису в качестве орудия соломинки, перегнутой пополам, годной для проталкивания свертка, Парис вместо употребления разгибает ее, потом протаскивает сквозь трубу, засовывает вслед за тем свой палец с одной, с другой стороны трубы, снова пропускает соломинку сквозь трубу, по неудачно; тогда он берет более плотный стебель растения и, оперируя им одним, просовывает его в трубу и выталкивает сверток.

Таблица A.110. Дощечка с отверстием и втулка


Таблица A.111. Дощечка со вставленной втулкой


В оп. 305 в качестве орудия Парису даются две сложенные и связанные соломинки.

Парис берет их, нюхает и, не развязывая, сразу всовывает их в трубу, три раза протягивая сквозь нее, зацепляет и выталкивает сверток.

В оп. 306 Парису даются три связанные соломинки.

Парис начинает растрепывать их близ завязок. Развязав, ломает одну, вторую, третью соломинку. Берет трубу со свертком в ногу и стучит по ней рукой. Потом начинает вытягивать соломинку из пучка и протаскивать ее то с одного, то с другого конца трубы, запускает вслед за ней свой палец и проталкивает сверток.

В оп. 307а Парису дается толстый пучок соломы.

Парис тотчас начинает развязывать и этот пучок. Он упорно развязывает связывающие пучок скрепы. Вдруг раздается резкий визгливый крик обезьян. Парис тотчас же срывается с места и, прервав свое занятие, встав в вертикальное положение против соседней смежной клетки обезьян, пристально смотрит на них. Крик утихает, тогда Парис отходит, возвращается на прежнее место и снова начинает настойчиво развязывать, распутывать завязки концов пучка соломы. Вдруг он находит колос и тотчас же его съедает. Разбирает пучок далее, выискивает колоски. Находит еще; колосок. Пытается распутать завязки веревки на пучке. Развязывает две из них, принимается за третью. После столь длительной и настойчивой работы Парис ложится, кладя под себя бумажки от свертков с приманкой. Потом берет в руку большую трубу, смотрит в нее, перехватывает ее в ногу, опять обкладывает себя бумажками, делая подобие гнездового окружения. Потом он берет соломинку в одну руку, трубу — в другую. Запускает сначала один палец в трубу, потом другой. Не достает свертка. Тогда он подходит к стоящему дереву. С усилием отрывает от него прут и всовывает в трубу. Прут оказывается мал и не выталкивает свертка. Тогда Парис вводит в трубу свой третий палец. Опять неудача. Еще раз он подходит к дереву, отрывает еще прутик, но опять маленький, снова неудача. Тогда ему даются две соломинки, скрученные прилистником (Оп. 307б). Он берет их, сразу сует в трубу, но, протолкнув насквозь, не достает свертка. Ему дается еловая веточка с разветвлениями. Он сразу обрывает ветви, оставляя короткую палочку — основной стволик, который протаскивает два раза через трубу и достает сверток.

В оп. 308 в качестве орудия Парису даются плотно сбитые четыре палочки.

Взяв их в руки, Парис сначала грызет их в середине. Потом подводит их конец к краю трубы и отводит, грызет край. Отгрызает одну палочку, сует ее в трубу. Вслед за ней сует палец, этим приближая сверток к краю; пытается доставать сверток из трубы палкой; затем с дальнего от себя конца трубы запускает палку, сует опять палец и вынимает сверток после двукратного протаскивания палки сквозь трубу.

В oп. 309 в качестве орудия Парису даются большие пучки соломы. Кроме того, присоединяется тонкий провод и веревка, с целью побудить шимпанзе к связыванию пучков соломы в более плотные пучки, могущие быть успешно употребленными для проталкивания свертка.

Взяв трубу и солому, Парис прежде всего обкладывает себя соломой на полу вокруг того места, где сидит; он берет проволоку и веревку, но не обкручивает ими солому, а скручивает их между собой. Он настойчиво укладывает соломинки, уминает их тылом руки, как это делал при гнездостроении. Найдя колосок, Парис нюхает его, бросает. Только теперь он берет трубу и сует в нее провод. Потом он вынимает провод и, взяв одну соломинку, сует ее в трубу. Затем вынимает ее, кладет около себя; берет веревку и надевает себе на шею. Провод Парис поднимает и кладет себе в пах. После этого он опять принимается укладывать около себя солому. Разложив ее, он валяется на ней, лежа на спине, затем опять принимается за трубу. Взяв ее в ногу, он запускает в нее палец, потом — соломинку, затем — провод, который вынимает из паха, вставляя его в отверстие трубы и уминая двумя пальцами (вторым и третьим). Потом Парис садится, опять берет одну, другую соломинку и протаскивает их сквозь трубу. Вслед за ними он всовывает и свой палец. Еще одну соломинку он вталкивает в трубу, протаскивает ее насквозь, продвигает сверток к краю трубы и пальцем достает его.

В занятиях 24—25 (оп. 310—363) проводятся опыты на составление элементов и на употребление составного орудия [241].

Взяв в руки палку, Парис сразу пропускает ее сквозь трубу и выталкивает сверток.



[241] Анализ этих опытов дан в соответствующих разделах и отражен в графике (Табл. A.65).