Занятие 26-е, 12 сентября 1946 г.

Демонстрационное занятие, проведенное в присутствии проф. С. Л. Рубинштейна.

В оп. 364 в качестве орудия выталкивания свертка из трубы Парису дается прямая палка (длина — 64 см, диаметр — 4 см).

Взяв в руки палку, Парис сразу пропускает ее сквозь трубу и выталкивает сверток.

В оп. 365 данное Парису орудие — палка с развилком, которая проходит в трубу со свертком только с одного конца.

Взяв в руки палку, Парис отламывает от нее маленький отросток и запускает его в трубу. Орудие явно коротко, вытолкнуть им сверток не удается.

Тогда Парис проталкивает в трубу большую оставшуюся часть орудия и ею выталкивает сверток.

Таблица A.112. Ветвящийся прут


Таблица A.113. Прут с разветвлениями посредине


В оп. 366 (Табл. A.112) в качестве орудия Парису дается сильно ветвящийся толстый прут.

Парис с обоих концов прута обламывает все торчащие в стороны боковые ветки (в пяти местах) и, получив прямой прут, легко проталкивает его в трубу, вынимая сверток.

В оп. 367 (Табл. A.113) Парису дается толстый прут (длина — 80 см) с разветвлениями посредине; нижняя часть прута может протолкнуть сверток в трубе без обработки прута.

Взяв в руки орудие, Парис сразу начинает ломать средние боковые ветки, делая это в три-четыре приема (хотя ломать было и не обязательно). Затем он протягивает сквозь трубу прут сначала с одного, потом с другого конца трубы и легко вынимает сверток.

В оп. 368 (Табл. A.114) Парису дается палка (длина — 44 см) с проволочной обмоткой вдоль всей ее длины.

Один раз Парис пробует вставить в трубу орудие без обработки, но, не преуспев в этом, начинает разматывать проволоку; с некоторым усилием он разматывает ее всю. После этого освобожденную палку он вводит в трубу и достает ею сверток.

Таблица A.114. Палка с проволочной обмоткой


Таблица A.115. Две связанные палки: одна прямая, другая изогнутая


В оп. 369 (Табл. A.115) Парису даются две связанные палки: одна прямая (длина — 31 см), другая изогнутая (длина — 23 см).

Парис сразу освобождает прямую палку, удачно проталкивает ее в трубу и вынимает сверток.

В оп. 370 в качестве орудия Парису дается комплекс из трех связанных палок одинаковой толщины, но разной длины — 33, 12 и 8 см (длина трубы — 20 см).

Парис, развязав их, сразу выбирает самую длинную палку и, удачно орудуя ею, достает сверток.

В оп. 371 в качество орудия даются две полоски картона равной длины (28 см), но разной ширины — 2 и 4 см (диаметр трубы — 3,2 см).

Парис берет более широкую полоску, пробует засунуть ее в трубу; ломает в середине, пробует совать бумагу в трубу, потом второй палец с одного, с другого конца трубы; затем он вставляет третий палец. Смотрит в трубу. Бежит в задний угол клетки, берет оставшуюся там от прошлого опыта палку и, бросив картон, ею вынимает сверток.

В оп. 372 в качестве орудия Парису даются две неодинаковые по ширине (4 и 2 см) и равные по длине (31 см) деревянные дощечки, связанные вместе.

Развязав их, Парис сразу выбирает более узкую, легко проходящую в трубу, и выталкивает ею сверток.

В оп. 373 в качестве орудия Парису даются два брусочка, связанные вместе (диаметр —2,5 и 1,5 см), равных по длине (28 см).

Парис, развязав их, держит в обеих руках по бруску, смотрит то на один, то на другой, как бы сопоставляя. Потом выбирает более тонкий и проталкивает им сверток.

В оп. 374 в качестве орудия Парису даются два бруска (диаметром 2,5 и 4 см; длина брусков одинаковая — 28 см). Сверху в связке находится более толстый брусок, неподходящий для проталкивания.

Тем не менее, развязав их, Парис сразу вынимает более подходящий, т. е. тонкий брусок, и успешно им действует.

В оп. 375 Парису дается в качестве орудия палка, слабо завязанная посредине веревочкой, не мешающей ее проталкиванию. Длина палки — 34 см, диаметр — 1,5 см.

Парис, не развязывая палку, сразу проталкивает ее в трубу, вынимая сверток.

В оп. 376 Парису дается в качестве орудия тонкий пучок связанной соломы.

Взяв его, вместо того, чтобы протолкнуть непосредственно в трубу, Парис начинает развязывать его. Освобождает отдельные соломинки, сует их в отверстие трубы; потом берет сильно растрепанные пучки и укладывает их около себя. Далее сует в трубу указательный палец; затем уже совершенно ни к чему вмещает в трубу нитки. Потом всовывает палец сначала с одного конца трубы, потом с другого, заменяя пальцы — второй на третий, третий на второй. Опыт не окончен, так как солома переключает активность обезьяны на гнездостроение, а не на употребление ее в качестве орудия.

В оп. 377 (Табл. A.116) Парису дается новое орудие: палка, обмотанная на концах проводом. Длина палки — 40 см, обмотка шириной — в 3,6 см.

Парис разматывает оба конца палки, засовывает освобожденную палку внутрь трубы и вынимает сверток.

Таблица A.116. Палка, обмотанная на концах проводом


Таблица A.117. Петлеобразно закрученная проволока


В оп. 378 (Табл. A.117) в качестве орудия Парису дается петлеобразно закрученная проволока. Длина орудия — 24 см.

Шимпанзе расправляет проволоку и сразу вмещает ее в трубу, доставая сверток.

В оп. 379 Парису предлагается кусок плетеной корзины с остовом из палочек.

Шимпанзе берет ее, убегает в другой угол клетки и сразу вычленяет из плетения длинную тоненькую палочку, которой и вынимает сверток.

В оп. 380 в качестве орудия Парису даются три плотно сбитые планки. Длина орудия — 67 см.

Он сразу вычленяет одну планку, отрывая ее зубами, хотя она и очень коротка, он все же просовывает ее в трубу. Вслед за тем сует палец и достает сверток.