Глава 2. Подражательное конструирование детьми

Содержание

Общие замечания
Неверные и пробные решения задач
Сопоставление подражательного конструирования шимпанзе и детьми
Психологические особенности подражательной конструктивной деятельности у шимпанзе и детей

Общие замечания

Эта глава посвящена анализу подражательной конструктивной деятельности детей того же самого пола и возраста, что и наш подопытный шимпанзе — трех-четырехлетних мальчиков детсада № 397 Фрунзенского района Москвы. В опытах применялась та же самая методика. С каждым из детей было проведено почти то же самое количество опытов, что и с шимпанзе; образцами служили те же основные типы фигур и их элементы. Всего с тремя детьми было проведено 338 опытов: с Витей — 113, с Вовой — 112, с Юрой — 113 (Табл. 2.1).

Конструирование двухэлементной фигуры было предложено в 155 опытах (для Вити и Вовы — по 51, для Юры — 53), трехэлементной фигуры — в 116 опытах (для Вити — 38, для Вовы и Юры — по 39), четырехэлементной фигуры — в 49 опытах (для Вити — 18, Вовы — 16, Юры — 15). Пятиэлементная фигура строилась каждым ребенком один раз. Каждый мальчик пять раз переводил фигуру из горизонтального положения в вертикальное.

Как и для шимпанзе, образец либо оформлялся в присутствии мальчиков, либо показывался готовым, и только в семи случаях его показывали, а затем убирали, чего в опытах с шимпанзе не делалось.

С каждым из мальчиков было проведено по шести занятий. Как и в опытах с шимпанзе (41 случай), в группе избираемых были лишние элементы, не нужные для конструирования.

Опыты подражательного конструирования показали способность детей к этому занятию. В 73—89% (в среднем 79%) случаев задачи решались абсолютно правильно. После пробных опытов ошибки исправлялись.

Из 323 задач мальчики не решили только шесть. Детям было трудно ставить на место верхний элемент четырехкомпонентной фигуры, когда образец после предъявления убирался. Иногда мальчики неточно размещали и другие компоненты фигур. Так, Вова не смог верно расположить два вертикально поставленных элемента в двухэлементной фигуре; он неправильно положил верхний элемент, а затем отказался продолжать конструирование. Юра положил призму не вертикально, а горизонтально, прижал ее к стенке куба, говоря: «Диванчик!», и также не захотел исправить ошибку.

Таблица 2.1. Мальчик конструирует двухэлементную фигуру


Мальчики хорошо строили двух- и четырехэлементные фигуры — 71% правильных решений; по мере усложнения фигуры-образца ошибки не умножались. Правильное конструирование двухэлементных фигур равно 72%, трехэлементных — 75%, четырехэлементных — 67%.

Нередко правильным решениям предшествовали пробные, чаще всего по одному (46%), редко — по два (0,7%) и еще реже — по три (0,6%). Нерешенных задач было: у Вити — 2%, у Вовы — 6%, Юра решил все задачи.

Задачу на репродуцирование пятиэлементных фигур Витя и Вова решали совершенно точно, правда, Юра решил ее лишь после одной пробы.