Психологические особенности подражательной конструктивной деятельности у шимпанзе и детей

И шимпанзе, и дети оказались способными к подражательному конструированию подобия фигуры-образца, к аналитико-синтетической деятельности. Но качество того и другого у них чрезвычайно различно.

Шимпанзе может вполне самостоятельно строить лишь двухэлементные фигуры; дети же способны к конструированию трех-, четырех- и пятиэлементных фигур.

Однако с помощью экспериментатора, при повторном показе фигуры-образца, ее расчленении и вторичном составлении, а также при повторных решениях задач обезьяной ее аналитико-синтетическая деятельность может совершенствоваться.

Дети, как правило, самостоятельно преодолевали трудности, возникшие при усложнении задач.

То, что шимпанзе способен меньше, чем дети, к подражательному конструированию, доказывается анализом задач, нерешенных им и детьми. У детей их количество не превышает 7,8%, в то время как у шимпанзе оно достигает 47%. Нерешенных задач у шимпанзе было вдвое больше, чем у наименее способного Вовы. У Вити и Юры их не было совсем.

Шимпанзе смог построить (после ошибочных проб), в 12 раз меньше четырехэлементных фигур, чем Вова. У Юры ошибочных проб нет, и он смог построить таких фигур в 20 раз больше, чем шимпанзе.

В то время как у детей число пробных решений не превышало трех и лишь изредка дети нуждались в помощи экспериментатора, у шимпанзе число таких проб доходило до 14, причем при построении четырехэлементных фигур Иони иногда делал до 40 лишних операций (вместо четырех необходимых); кроме того, во время проб шимпанзе всегда было необходимо участие экспериментатора.

Усложнение фигур-образцов ведет к ухудшению аналитико-синтетической деятельности шимпанзе, в то время как у детей оно вызывает небольшие затруднения, да и то не всегда.

Как правило, дети лучше конструируют трехэлементные фигуры, чем двухэлементные (у Вити конструирование улучшается на 8%, у Вовы — на 3%; лишь у Юры оно ухудшается на 7%). Конструирование же четырехэлементных фигур у них проходит хуже, чем трехэлементных (у Вити на 21%, у Вовы на 9%, а у Юры оно улучшается на 26% по сравнению с конструированием трехэлементных фигур).

У Иони выполнение трехэлементных конструкций на 26% хуже, чем двухэлементных, а четырехэлементных — на 28% хуже, чем двухэлементных.

И шимпанзе, и дети, конечно, способны воспринимать элементы, составляющие фигуру-образец, и выделяют их из группы избираемых, которая включает даже лишние элементы. Но в то время как шимпанзе очень часто смешивает близкие по форме фигуры (такие, как узкий и широкий цилиндры, конус и т. п.), дети смешивают их лишь как исключение; иногда они смешивают фигуры, одинаковые по форме, но разные по величине (большой и средний кубы, длинную и короткую призмы).

И шимпанзе, и дети придают неправильное положение элементам составляемой ими фигуры и ставят их не туда, куда надо, но эти ошибки дети допускают значительно реже, чем обезьяна, а исправляют их они, как правило, самостоятельно и скорее, чем она. Отметим также, что шимпанзе чаще смешивает взаимное расположение элементов, нежели их положение в пространстве (горизонтальное или вертикальное).

В фигурах, построенных шимпанзе и детьми, замечается иногда небрежное расположение элементов, особенно верхних, смещение их от центра к периферии. Но у шимпанзе эта небрежность наблюдается несколько реже, чем у детей. Значительно хуже обезьяна учитывает равновесие фигур; это выражается в том, что, например, она пытается поставить конус или цилиндр с округлым верхом на верхушку, а не на основание или старается на шар взгромоздить куб, пробует ставить вертикально тоненькую дощечку и т. д. Она явно не может поставить вертикально, одну на другую, четырехгранные призмы, что дети делают легко.

Таблица 2. Сопоставление конструирования шимпанзе и детьми, %

 Двухэлементные фигурыТрехэлементные фигуры
Количество опытов, един.решенные задачизадачи, решенные после пробнерешенные задачиколичество опытов, един.решенные задачизадачи, решенные после пробнерешенные задачи
Иони (шимпанзе)573152153687219
Витя А.51663103873230
Вова М.51682373976252
Юра X.53811803974250
 Четырехлементные фигурыПятиэлементные фигуры
Иони (шимпанзе)19552422020
Витя А.18553351100
Вова М.16622361100
Юра Х.15100001010

У шимпанзе явно отсутствует точная координация движений рук. Он, например, с трудом может положить горизонтально один элемент на другой, стоящий вертикально. Быть может, этим несовершенством координации движений рук отчасти следует объяснить, что Иони лишь с большим трудом смог построить фигуру по принципу моста, так как она требовала горизонтального наложения элемента на два элемента, стоящие вертикально.

Для детей приведение элементов в горизонтальное положение, как и построение их по принципу моста, не только не представляло никаких затруднений, но было особенно легко. Дети даже по своей инициативе составляли фигуры по принципу моста.

И шимпанзе, и дети при выборе элементов, нужных для конструирования, соблазнялись их новизной, особенным видом (диск с глазками, тетраэдр, палочка на диске), но если дети, взяв ненужный элемент, не включают его в фигуру, шимпанзе нередко пытается это сделать, и только указание экспериментатора помогает ему избежать ошибки.

Интересно, что при наличии лишних элементов в группе избираемых Иони после конструирования фигуры, подобной образцу, успокаивается; дети же нередко усложняют сделанную фигуру и, забирая все имеющиеся в группе элементы, включают их в конструкцию, строят трехэтажные фигуры вместо двухэтажных, пятиэтажные вместо четырехэтажных, включают лишние средние элементы.

При конструировании трех-, четырехэлементных фигур шимпанзе и дети пропускают один и даже два-три средних элемента. Очевидно, у наших испытуемых верх и низ фигуры воспринимаются отчетливее, сохраняются в представлении ярче, чем средняя ее часть. Пропуск бывал тем чаще, чем многоэтажнее были фигуры-образцы. Но у детей эти пропуски были значительно реже, чем у шимпанзе, и они их замечали и исправляли ошибку скорее, чем он. Это свидетельствует о большей точности анализа и синтеза у детей в процессе восприятия ими образца, большей прочности их представлений, лучшем сравнительном учете взаимоотношения компонентов в фигуре-образце и фигуре-репродукции.

В процессе соединения компонентов сложной фигуры шимпанзе особенно трудно класть два верхних элемента на плоскость нижнего; увидев впервые образец, он вместо того, чтобы поставить эти элементы рядом, ставит их один на другой.

При вертикальном соотношении элементов шимпанзе легче учитывает взаимосвязь лишь двух соединяемых элементов, в то время как при расположении их в горизонтальной и вертикальной плоскостях он должен одновременно учитывать связь трех элементов — двух рядом стоящих (вертикально) верхних по отношению к третьему нижнему (лежащему горизонтально), что ему значительно труднее.

Известно, что обезьяны довольно легко устанавливают связи между двумя предметами (например, вспомогательным предметом-орудием и фигурой- образцом), но они с большим трудом усваивают связь между двумя нейтральными предметами по отношению к третьему [26].

И дети, и шимпанзе не всегда точно учитывают расстояние между двумя рядом стоящими элементами, накрывая их сверху третьим как покрышкой, исправляя ошибку лишь после неудачи — при падении верхнего элемента.

Некоторые приемы конструирования резко различны у шимпанзе и детей. Например, шимпанзе, конструируя фигуру, начинает с верхушки и часто на этом останавливается, а когда экспериментатор предлагает ему достроить фигуру, он расчленяет верхушку и накладывает порознь на основание нижнего элемента сначала второй элемент, потом третий.

Дети, нередко взяв два элемента (одновременно в каждую руку по одному), составляющие верх конструируемой фигуры, соединяют их в воздухе и готовую верхушку накладывают на основание фигуры. Этот факт указывает на то, что, в противоположность шимпанзе, дети, прежде чем построить фигуру, мысленно представляют соотношение верхней и нижней ее частей и оперируют двухэлементным соединением как целым, ускоряя конструирование.

Конечно, и у шимпанзе конструирование связано с определенным представлением о предмете, так как после восприятия фигуры-образца он должен был перевести взгляд на группу избираемых. Но эти представления у обезьяны более слабы, более летучи, чем у детей.

То, что шимпанзе понадобилось значительно больше проб, повторное восприятие образца, вторичный его разбор и составление, ясно говорит о том, что он труднее, чем дети, удерживает образ предметов, требуемых для конструирования.

Детям повторный показ фигуры-образца почти не нужен, как и ее расчленение. Они сами, взглянув на нее, исправляют ошибки. Они сравнивают фигуру-образец с фигурой-репродукцией, запоминают элементы фигуры-образца.

Если образец убирают, дети все же строят фигуру правильно, хотя в некоторых случаях несколько хуже, чем когда имеют его перед собой. Они соединяют верхние элементы в воздухе, держа их в руках, начинают выбор с этих элементов, откладывают их, чтобы включить позднее в конструкцию (чего шимпанзе никогда не делает), говоря при этом: «Отойди, отойди!».

Иногда дети объясняют причины своих ошибок («я вам нарочно!») и исправляют их. Случается, что они явно протестуют против задания экспериментатора, делают фигуру по-своему, говоря: «А я вот как!» (т. е. не по-вашему) или: «А я не хочу так!».

Бывало, что у мальчиков возникало нежелание работать — они отбегали от стола. И Иони часто утомлялся, отказывался конструировать; например, при падении какой-либо фигуры на пол он не только не пытался поднять ее, но прятался за мебель, и его можно было лишь насильно заставить сесть за экспериментальный стол.

Шимпанзе и дети способны зрительно воспринимать сложные фигуры и разлагать их мысленно на составные части, способны выделять нужные элементы из группы избираемых, представлять себе перемещение их из одного положения в другое (из горизонтального в вертикальное и наоборот). Но степень развития этих психологических операций у шимпанзе значительно ниже, чем у детей.

Дети гораздо легче, чем обезьяна, воспринимают сложные структурные взаимоотношения элементов, входящих в фигуру-образец, значительно скорее и с меньшими ошибками репродуцируют фигуру, отчетливее воспринимают ее форму и величину. Они имеют более прочные представления об образце, вследствие чего у них меньше ошибочных пробных решений. Они самостоятельно производят сравнение образца и репродукции. Иногда, сделав ошибку, дети говорят: «Неправильно, неправильно!» (по сравнению с образцом), т. е. они способны оценить свою конструкцию.

Все это свидетельствует о наличии элементарного мышления у всех наших испытуемых, но у детей оно значительно более высокого качества, чем у шимпанзе.



[26] G. Viaud. L'intelligence, son évolution et ses formes. Paris, 1956.